24 - 30 мая 2006   № (18)1820-1821 Издается с 1990 г.
КОНЕЦ ВАКХАНАЛИИ
Российское корпоративное законодательство существенно изменится
На днях глава Минэкономразвития России выступил на заседании Правительства с докладом о грядущих изменениях в корпоративном законодательстве, которые должны спасти предпринимателей от «оборотней в погонах», вымогателей всех мастей, рейдеров и всевозможных джентльменов удачи. Текущую ситуацию в сфере корпоративного управления Герман Греф назвал не иначе как вакханалией. Не справившись с коррупцией в отдельно взятом таможенном ведомстве и, видимо, ощущая острую боль по утрате такого важного для собственного административного веса органа, как Федеральная таможенная служба (ФТС), Греф решил взяться сразу за все правоохранительные органы. Он предлагает лишить их возможности вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и извлекать административную ренту.

Представляя концепцию развития корпоративного законодательства, над которой почти два года корпели сотрудники Минэкономразвития, Греф заклеймил позором представителей отдельных силовых ведомств и пообещал совсем скоро положить конец подобному произволу. По мнению министра, ситуация, когда конфискованный товар продается через три дня после его изъятия, по постановлению следственных органов, даже не дожидаясь решения суда по уголовному делу, не лезет ни в какие ворота.

Греф также обратил внимание членов Правительства на то, что даже если впоследствии суд и примет сторону обвиняемых в контрабанде, то никаких концов уже не найти. От прямых конфликтов с правоохранительными структурами предприниматели предпочитают воздерживаться, правильно понимая, что в конце концов выйдет себе дороже. По мнению следователей, хранить конфискованный товар очень дорого для бюджета, и его надо срочно реализовать. При этом реализовать обязательно по цене, которая на несколько порядков ниже реальной рыночной стоимости аналогичных товаров, и, что самое главное, обязательно через ограниченный круг «знакомых» фирм. Конечно, забота следователей о многомиллиардном профицитном бюджете не может не радовать, но это, как говорится, не их проблемы.

Конфискации особенно остро задели продавцов мобильных телефонов и прочих импортных электронных устройств, у которых товар изымали на весьма круглые суммы. Самое интересное в том, что злополучный конфискат в конце концов все равно доходил до конечного потребителя по рыночной цене, а обнаглевшие вконец чиновники получали баснословные барыши.

Второе, на чем остановился Герман Оскарович, это изменение корпоративного законодательства, устранение его пробелов, позволяющих фактически безнаказанно захватывать целые предприятия. Кроме того, были озвучены ранее названные предложения по изменению классификации хозяйственных обществ. В частности, Минэкономразвития предлагает отказаться от закрытых акционерных обществ, преобразовав их в открытые акционерные общества или в общества с ограниченной ответственностью. При этом под открытым обществом станет пониматься предприятие, акции которого прошли процедуру первичного размещения и свободно обращаются на бирже. Не исключено, что это позитивно скажется на ситуации на рынке, поскольку к открытым обществам станут применяться более жесткие стандарты раскрытия информации, защищая права инвесторов.

По традиции особое место отводится рейдерам. Само по себе рейдерство особой опасности для бизнеса не представляет и даже может способствовать оздоровлению экономики, избавляя ее от неэффективных предприятий. Однако, в отличие от цивилизованного западного рейдерства, отечественное носит характер хищнического захвата наиболее эффективных и прибыльных предприятий, используя подлог, фальсификацию документов, подкуп судей и маски-шоу с участием представителей силовых ведомств.

Для предотвращения подобной практики министр предложил внести изменения в ряд законов и ведомственных нормативных актов государственных регуляторов. В частности, предлагается определить перечень споров в судах исключительно по месту регистрации юридического лица, в отношении которого подается иск, а также запретить применение к ответчику обеспечительных мер в случаях, когда это может привести к остановке производственного процесса. Работа действительно обещает быть напряженной и долгой. По мнению Грефа, на детальную проработку предложений, представленных в концепции, может потребоваться несколько лет. Правда, что останется от бедных бизнесменов к этому времени – непонятно.

Для довершения картины МЭРТ предлагает создать некий координационный орган по организации контроля за ходом внедрения концепции развития корпоративного законодательства. Возможно, боль от утраты контроля за ФТС действительно можно утешить только созданием какого-нибудь дополнительного органа. Должен же кто-то целых несколько лет писать два абзаца поправок про исключение понятия «ЗАО» и обязательство ОАО проводить IPO.

Однако по мнению экспертов, при существующей на сегодняшний день необъективной судебной системе совершенствование корпоративного законодательства больших плодов не даст. К сожалению, в последнее время арбитражные споры превращаются в нечто, напоминающее аукцион. Иск выигрывает та сторона, которая даст большее вознаграждение судье. Правительству следовало бы сначала довести до конца судебную реформу и покончить наконец с телефонным правом и басманным правосудием.




 
ТИТАНОВЫЙ АРГУМЕНТ
Наше государство в лице «Рособоронэкспорта» установит контроль над еще одним стратегическим активом – пермской корпорацией ВСПМО-Ависма, мировым лидером в производстве титана и магния. При разумной и дальновидной политике Россия получит мощнейший рычаг давления в глобальной конкурентной борьбе в авиастроении и космосе.

Автор - Алексей Ульянов
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©