15 - 21 мая 2006   № (17) 1819 Издается с 1990 г.
Сияющие высоты Александра Зиновьева
10 мая ушел из жизни Александр Александрович Зиновьев. Кем он был? Это трудно определить в одно слово. Писатель? Безусловно. Родоначальник жанра «социологического романа», в котором самые сложные темы устройства общества и государства объяснялись простым языком. Философ? Кто бы спорил. И по формальному признаку, и по объему изданных работ, многие из которых переводились и публиковались во всем мире. Социолог? Кто бы сомневался! Его работа, исследовавшая «реальный коммунизм», получила в 1982 году самую престижную социологическую премию, какая только есть, премию Алексиса де Токвиля. А еще - необычные картины, карикатуры и стихи. Фронтовик. Русский человек.

Я не буду пересказывать официальную биографию Александра Александровича, она общеизвестна. Скажу лишь, что в его жизни было столько удивительных событий, столько раз он балансировал на грани пропасти, сколько не встретишь и в сотне самых захватывающих голливудских боевиков. Тут тебе и участие в антисталинском заговоре, побег из-под ареста, фронты Великой Отечественной, вынужденная эмиграция и многое другое. Судьба не раз подбрасывала Зиновьеву серьезные испытания, от которых другие давно бы сломались, но он, крепкий костромской крестьянин, только собирался в кулак.

По советским меркам Александр Александрович сделал успешную карьеру. Профессор, доктор наук, заведующий кафедрой логики философского факультета МГУ. Пять из шести гуманитарных работ советского ученого переводятся для публикации на Западе, случай небывалый для того времени. Казалось бы, что еще надо для встречи сытой и спокойной старости. Но Зиновьев в очередной раз делает резкий поворот. В 1976 году швейцарское издательство L’age d’homme публикует его роман «Зияющие высоты», грустную сказку о том, что на самом деле представляет собой советское общество. Решению о публикации предшествовала бессонная ночь. Как мне рассказывала супруга ученого, Ольга Мироновна Зиновьева, Александр Александрович хорошо представлял, на что идет. Он беспощадно обрисовал жене все перспективы. «Ты сможешь жить, если роман не будет опубликован?» - спросила Ольга Мироновна. «Нет», - ответил Зиновьев. «Тогда печатай», - сказала супруга.

Научное наследие Александра Александровича современниками в должной мере пока не понято. Он опередил свое время на несколько десятков лет. Вообще, надо сказать, что многие коллеги обращались с Зиновьевым отвратительно. Его ненавидели, но возразить по существу мало кто решался - трудно было противостоять в дискуссии с блестящим логиком, отточившим ораторское мастерство за столько лет. Его беззастенчиво обворовывали, «забывали» ссылаться. Напоследок Зиновьева стали замалчивать, делать вид, будто бы таких социологических работ не существует. Хотя в то же время властители мира сего очень внимательно прислушивались к высказываниям ученого. Т.н. «Мировое правительство» было для Александра Александровича не абстрактным словосочетанием, он выступал перед людьми, которые решали судьбы мира, знал их в лицо.

Для меня лично самым ценным в работах ученого были его социологические исследования современного мироустройства. Александр Александрович занимался тем, что он сам называл «логической социологией». «Американцы могут себе позволить собрать необходимую им информацию в «поле» и сделать соответствующие выводы, у меня такой возможности нет, и поэтому я включаю мозги», - говорил Зиновьев. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Александр Александрович логически вычислял структуру общества, его функциональные особенности, общий вектор движения масштабных человеческих масс. И, как правило, его прогнозы оказывались верными.

Чтобы адекватно представить результаты своих исследований, он сформировал собственный понятийный аппарат. «Сверхобщество», «западоиды», «человейник» - термины, впервые введенные Александром Александровичем. Подобно психоаналитику он докапывался до сути вещей, только предметом его профессионального интереса были не отдельные люди, а социальные отношения и человеческие общности.

Многие путали и путают Зиновьева-публициста и Зиновьева-ученого. Не ознакомившись с его фундаментальными трудами, выцепив где-то и как-то отдельную цитату (да и ту, скорее всего, перевранную) из интервью, Александра Александровича клеймили то «коммунистом», то «антикоммунистом», то «сталинистом», то «антисталинистом», то «русофобом», то «русофилом». О чем бы ни говорил Александр Александрович, даже когда он утверждал, что дважды два - это четыре, все это расценивалось с каких-то эмоциональных позиций, «хорошо» и «плохо». А он просто констатировал факты, и лишь изредка его личное отношение к тому или иному событию прорывалось на поверхность.

Несмотря на то, что Зиновьев был гражданином мира, по духу он всегда оставался русским человеком. Он мог позволить себе весьма резкую критику неприятных ему черт русского народа, но за этой резкостью стояли любовь и желание видеть свой народ счастливым. И несмотря на четкое следование внутренней позиции знать и говорить правду и только правду, какой бы горькой она ни являлась, Александр Александрович не отнимал у людей надежду. Даже в самых «пессимистичных» прогнозах о судьбе России он делал оговорку - положение безнадежное, поэтому мы должны идти в прорыв. Эту позицию он однажды сформулировал для себя на фронте и с тех пор не отступал от нее.

Тяжелая болезнь не сломила Зиновьева, но некоторым образом изменила его. Александр Александрович стал, что ли, более мягким. И он впервые публично начал высказываться не о социальных процессах, не о стратах, а об отдельном Человеке, этических проблемах. Александр Александрович был другом нашей газеты, поэтому он не отказал нам в интервью даже тогда, когда ему был известен страшный диагноз и физические силы начали оставлять его. И в этот раз Зиновьев сказал слова, которые от него раньше никто никогда не слышал. Александр Александрович заговорил о том главном, что беспокоило его все эти годы. О человеке.

«Произошло страшное - человек разрушен, его почти не существует, - сказал Зиновьев. - Еще появляются на свет отдельные индивидуумы, но человек как некое целостное образование, как явление, оказывающее влияние на ход исторического процесса, более не существует. Надо начинать с нуля. Начинать с нулевого уровня - с создания нового человека. Человека цивилизованного, человека идеалистического, человека утопического, человека наивного, человека непрактичного, человека неэгоистичного, человека нерасчетливого. В мое время такие люди встречались, они были, мы видели таких людей. О таком человеке мечтали и писали Руссо и Локк, Гоббс и Декарт. Не может же быть, чтобы такой человек испарился бесследно!

Уйти из мира никуда нельзя. Если и получится куда-то «эмигрировать», то только на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали. Это своего рода «эмиграция» во внутреннюю жизнь. Я не думаю, что люди полностью деградируют. Будем надеяться, что люди сохранят в себе человеческого как можно больше. Да, сегодня на свет появляется новый дикарь, обвешанный с ног до головы какими-то механическими приспособлениями. Но он все равно остается дикарем, варваром. Однако мы с вами люди. И пока мы с вами остаемся людьми, надо понимать одно. Все эти кибернетические существа, какими бы они ни были, не заменят главного - того, что рождает человек - огонь разума. Это чудо никто не может заменить.

Я вижу единственную надежду для человечества в том, что появится новый человек. Я надеюсь на чудо рождения этого нового человека. Ведь все эти годы шла непримиримая борьба людей практичных, деловых, расчетливых, жестоких, эгоистичных против всего доброго и гуманного, что есть в нас с вами. Я очень хочу, чтобы новый человек выжил, это моя самая заветная мечта. Если он не выживет - человечество не выживет».

Но это уже наше дело, нынешней России, вырастить такого нового человека. Человека, который будет достоин возрождающейся страны. Должно у нас это получиться, должно. И я знаю, что Александр Александрович Зиновьев, сколь бы пессимистично его холодный аналитический ум ни оценивал будущее России, сердцем надеялся именно на такой исход в жизни своего народа и своей страны.




 
Ради детей
Самой сильной в недавнем Послании Президента РФ Владимира Путина депутатскому корпусу оказалась та часть, которая напрямую касается проблем общества.

Автор - Станислав Стремидловский
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©