26 апреля - 02 мая 2006   № (16) 1818 Издается с 1990 г.
КОМУ УЛЫБНУЛАСЬ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»?
На новой сцене Большого театра прошла торжественная церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска». Оценки жюри обоснованы, однако были и недовольные. До скандала дело не дошло, но в кулуарах одни обвиняли жюри в любви к компромиссам, другие - в консерватизме. И все-таки «Золотую маску» получили те, кого иначе как лучшими не назовешь. Именно они показали достижения российского театра за последнее время.

Дмитрий Бертман, худрук «Геликон-оперы», которого попросили быть режиссером церемонии, в стенах Большого театра устроил красивое костюмированное действо. В церемонии были заняты Зураб Соткилава и солисты «Геликон-оперы», а также Государственный мюзик-холл, балет «Тодес» и Лев Лещенко с Ларисой Долиной. Удачно были подобраны пары награждающих: за лучшие женские роли «Маски» вручали известные артисты Валентин Гафт и Игорь Костолевский, за мужские - Галина Тюнина и Инна Чурикова, которые прекрасно выполнили роль конферансье.

Кому же улыбнулась «Золотая маска»? Лучшим отечественным режиссером драмы, поставившим в прошлом сезоне лучший в России спектакль, был назван Петр Фоменко. Да и спектакль «Три сестры» (Мастерская Фоменко) получил свою награду. Некоторые присутствующие на церемонии были удивлены, поскольку сам Фоменко говорил, что этот спектакль порой идет трудно, неровно, да и выразил желание снять его с конкурса. Но зрители, посмотревшие постановку недавно, считают, что в последнее время она набрала нужные обороты, актеры играют с воодушевлением, и впечатление остается огромное. Мастер же был смущен, получая награду, хотя вызвал своим появлением на сцене гром аплодисментов.

Непростая ситуация сложилась и с номинацией на лучшую женскую роль. Претенденток на эту премию было три: омская актриса Инга Матис в роли Кристины из «Фрекен Жюли», Алиса Фрейндлих и Марина Неелова, играющие в моно-спектаклях «Оскар и Розовая Дама» и «Шинель». Награду получили Алиса Фрейндлих и Марина Неелова. Премию «За лучший спектакль малой формы» получила «Шинель», за сценографию «Шинели» премия досталась Александру Боровскому.

Лучшей мужской ролью сезона признан герой Василия Бочкарева - Прибытков в постановке «Последняя жертва» Малого театра. Публика встретила это известие с большим воодушевлением. Бочкарев долго ждал, когда же смолкнут аплодисменты, а потом, смущаясь от радости, сказал, что счастлив. Затем, поборов волнение, поблагодарил партнеров, режиссера и Малый театр.

«Маску» в номинации «Новация» и приз критики получил Андрей Могучий за мощный полифонический спектакль «Между собакой и волком», одобренный критикой.

Лучшим балетом признан «Сон в летнюю ночь» Большого театра. «Мужскую маску» получил Ян Годовский за партию Пэка в этом балете. «Женскую» - Мария Абашова за «Анну Каренину» в спектакле Бориса Эйфмана. Лучшим сценографом музыкального театра назван Семен Пастух, автор причудливых конструктивистских объектов в балете Шостаковича «Болт» (хореограф Алексей Ратманский, Большой театр). В номинации «Современный танец» награждена «Клетка для попугаев», довольно давний спектакль погибшего в 2001 году пермского хореографа Евгения Панфилова.

Призы в номинациях «Оперетта/Мюзикл» разделены пополам между спектаклем «Фигаро здесь!» (Новосибирский театр оперетты) и «Ночью открытых дверей», спектаклем Екатеринбургской музкомедии по мотивам «Рождественской песни» Диккенса. Режиссерскую «Маску» в кукольном театре получил Евгений Ибрагимов (театр «Сказка», Абакан). Критики называют это явление феноменом расцвета кукольных театров Урала и Сибири.

Все ждали спецпризов, надеясь на то, что их вручат незаслуженно обойденным. Так оно и вышло. Жюри-2006 вручило Мариинскому театру спецприз за музыкальное решение «Тристана и Изольды» («Маску» получила и Изольда - Лариса Гоголевская). Спецприз «За инициативу в развитии современной русской оперы» получил Большой (в конкурсе были «Дети Розенталя» Леонида Десятникова). Главные оперные номинации - «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссура» - отошли к Алену Маратра и его «Путешествию в Реймс» (Мариинский театр).

Спецприз жюри дали омской драме с формулировкой «За разнообразие творческих поисков в сезоне» (помимо «Вишневого сада», они привезли на «Маску» лаконичный, гротескный, отлично сыгранный камерный спектакль Евгения Марчелли «Фрекен Жюли»).

Второй спецприз все-таки вручили Кириллу Серебренникову «За создание ярких спектаклей в сезоне», хотя его работы вызывают раздражение у маститых режиссеров. Но как было не дать приз человеку, который ставит больше всех премьер в году и считается самым модным режиссером. Его работы значительны и интересны своим новаторством.

Жюри не обошло вниманием и кукольный театр, решив поделить призы на всех. Премию «Лучший художник» вручили «Гадкому утенку». «Лучший режиссер» - сентиментальному спектаклю по «Оскару и Розовой Даме». А приз лучшему актеру и за лучший спектакль получила изобретательная и простодушная бурятская легенда «Поющая стрела» из Улан-Удэ.

Все эти театры и спектакли довольно востребованы публикой. И даже если кто-то остался в тени и его не заметила «Золотая маска», он все равно был участником интереснейшего фестиваля, который показал все самое прекрасное, на что способны наши отечественные театры, актеры и режиссеры.




 
«РОССИЯ» ПОЙДЕТ ПОД СНОС
Пока еще окончательно не решена судьба концертного зала «Россия», общественность забила тревогу. И, похоже, не напрасно. Главный столичный архитектор Александр Кузьмин предложил решить этот вопрос творческой интеллигенции. Но кому именно и каким образом, Кузьмин сказать не сумел.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©