19 - 25 апреля 2006   № (15) 1817 Издается с 1990 г.
ПРОГУЛКА ПО АБРАМЦЕВСКИМ МАСТЕРСКИМ
Исторический музей переосмыслил историю страны
18 апреля - День исторического и культурного наследия Москвы стал для любителей искусства многообещающим. Можно было бесплатно посетить более 250 художественных галерей и музеев города. Кроме Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Политехнического музея впервые для свободного доступа распахнули залы музеи Московского Кремля. А в Государственном историческом музее полностью открылась постоянная экспозиция.

Для страны это эпохальное событие. Ведь Исторический музей единственный в России, в котором показана история страны, начиная с древнейших времен и до начала ХХ века. Реконструкция длилась два десятилетия. Лишь недавно был закончен монтаж экспозиции последнего зала.

Ремонт и реконструкция здания начались еще в эпоху СССР, а завершились уже совсем в другой стране. Бывший директор музея Константин Левыкин не думал, что дождется этого часа. День 26 апреля 1986 года, когда закрывали музей, он помнит хорошо.

К счастью, все обошлось. В 1991 году указом президента музей был признан особо ценным объектом культурного наследия. Работы затянулись на 20 лет. Но не только из-за банальной причины - нехватки денег и неувязок.

- Очень многое нужно было переосмыслить, - говорит директор музея Александр Шкурко. - Мы находили совершенно новые экспонаты, которые за это время в наших фондах буквально открывались, поскольку имели совершенно другой смысл.

...Исторический музей был учрежден в 1873 году и принял первых посетителей через десять лет. Тогда он назывался Императорский Российский Исторический музей, с 1894 года получил имя императора Александра III. Когда в 1873 году разрабатывалась концепция музея, по которой помимо показа экспонатов музей выполнял просветительско-патриотическую миссию в духе времени. Архитектор Владимир Шервуд составил план здания. В проектировании принимали участие выдающиеся историки и руководители музея Алексей Уваров и Иван Забелин. В основу декоративного убранства был положен принцип копирования изобразительных мотивов с выдающихся памятников архитектуры и монументального искусства. К примеру, в оформлении Владимирского зала использованы алебастровые слепки с белокаменной резьбы Дмитриевского собора 1197 года во Владимире. Залы назывались «Правление великого князя Ивана III», «Смутное время», «Суздальский зал» и так далее - от каменного века до эпохи Александра II.

А в советское время, с 1936-го по шестидесятые годы была сбита лепнина и замазана роспись в залах «царского периода». Они были обезличены и находились в плохом техническом состоянии. Выросли поколения, так и не увидевшие в школьном возрасте раритетов российской истории.

К счастью, сегодня все удалось исправить. Хотя на это ушли годы. В 1997 году были открыты первые восемь залов. В них собраны экспонаты от каменного века до образования древнерусского государства. В 2003 г. еще в десяти залах была воссоздана история России с Х - ХVII вв. В 2005 - 2006 гг. на втором этаже музея закончен монтаж экспозиции имперской истории России XVIII - XIX вв.

Сегодня в залах ГИМа можно увидеть и экспонаты из богатейших фондов музея, который, подобно многим российским музеям, создавался из дарений и частных собраний. Претерпев много драматических коллизий, связанных с тем, что в советские годы история страны неоднократно переписывалась, теперь музей, прежде всего, пытается воссоздать историческую достоверность. На втором этаже музея в нескольких залах, наконец, закончен монтаж экспозиции имперской истории России XVIII-XIX веков. Редкие предметы рассказывают о развитии российской экономики и жизни сословий в конце XIX века. Среди экспонатов декоративная композиция, изготовленная фирмой Фаберже, - аллегория промышленности и торговли, памятные железнодорожные жетоны, предметы крестьянского быта. А в последнем, 39-м зале представлены новации в развитии российской культуры начала прошлого века на примере произведений Врубеля, Нестерова, Малютина, Шехтеля.

Майолика Михаила Врубеля расставлена на фоне деревянных резных шкафов, созданных воспитанниками Елены Поленовой. Осмотр зала очень напоминает прогулку по абрамцевским и талашкинским мастерским. Экспозиция с работами М.В. Нестерова, С.В. Малютина, Ф.О. Шехтеля дает понятие о своеобычном генезисе стиля модерн в России.

Сегодня в постоянной экспозиции выставлено 22 тысячи экспонатов. А всего фонды музея насчитывают 4,5 млн. единиц хранения и 15 млн. листков документов. Пора подумать о дальнейшем развитии музея, о возможности показать все экземпляры его первоклассной коллекции. Ведь ее основная часть находится в хранилищах - не хватает площадей для показа. А музей должен быть не только хранилищем национального достояния, но и тем местом, где каждый гражданин России может увидеть сокровища собственными глазами.




 
СПАСЛИ ДОМ ЩЕПКИНА
Так уж повелось, что культуру мы не связываем с национальными интересами страны, а эти самые интересы обходят культуру стороной. Особенно это относится к памятникам архитектуры. Тем приятнее узнать, что удалось спасти один из них - известный дом Щепкина.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©