12 - 18 апреля 2006   № (14)1816 Издается с 1990 г.
Кому мешает «сибирский налог»
Палки Европы в российские колеса
Тема вступления России в ВТО неожиданно начинает выходить на первое место в российско-европейских отношениях. На днях Транспортный Совет Евросоюза наделил Комиссию ЕС мандатом на согласование с Россией схемы поэтапной отмены компенсационных платежей по транссибирским перелетам, которые в Евросоюзе умышленно имеют «роялти», - платой за транзит.

При этом выполнение данного требования называется «условием присоединения России к ВТО». Поскольку же официальное согласие ЕС на вступление России в ВТО было дано еще в мае 2004 года, все заговорили о том, что Брюссель намерен пересмотреть свое решение.

Торг между Россией и Европой по поводу отмены компенсационных выплат идет несколько лет. Связан он с тем, что вот уже три десятилетия европейские авиакомпании, выполняющие рейсы в Японию, Китай и другие азиатские страны, платят России за право пересечения воздушного пространства над Сибирью около 300 миллионов долларов ежегодно. Договор был заключен во времена СССР и рассматривался как компенсация «Аэрофлоту», теряющему пассажиропоток из-за использования транссибирских маршрутов зарубежными перевозчиками. По оценкам экспертов, за эти 30 лет бывший монополист советской авиации заработал на этих платежах около 5 миллиардов долларов.

Когда был подписан с ЕС протокол о присоединении России к ВТО, Минэкономразвития под давлением европейцев действительно частично пошло на уступки. Министр Герман Греф пообещал нынешнему директору ВТО Паскалю Лами (тогда он являлся комиссаром ЕС по торговле) подумать над вопросом модернизации существующей системы платежей за транссибирские перелеты. Однако, как утверждает комиссар ЕС по транспорту Жак Барро, Россия должна вообще отказаться от этой практики, так как она «абсолютно не соответствует международным правилам». Напомним, что Россия надеется завершить переговоры о вступлении в ВТО в конце года. Но, по словам Барро, Москве придется сначала предъявить график отмены так называемого «сибирского налога».

Многие российские эксперты, с которым связался корреспондент «РВ», считают, что увязка компенсационных выплат с членством в ВТО неверна изначально, так как вопрос о транссибирских перелетах вообще никак не относится к торговле.

Во-первых, в протоколе о ВТО нет никакого упоминания о проблеме транссибирских перелетов. ЕС не может отозвать свою подпись по причине нерешения Россией этой проблемы, которой, собственно, в этом документе нет. Это с юридической точки зрения нонсенс. Во-вторых, Россия никогда не брала на себя обязательства отменять компенсационные выплаты по транссибирским перелетам. На самом деле Россия взяла на себя обязательства в одностороннем порядке модернизировать систему компенсационных выплат. Разница между этими понятиями для всех очевидна. В-третьих, проблема транссибирских перелетов никоим образом к проблематике ВТО в принципе не относится. Поэтому в данном случае со стороны ЕС мы сталкиваемся с необоснованной увязкой. Вопрос о транссибирских перелетах - это сугубо вопрос транспортной повестки дня Россия - ЕС. Тогда в чем же дело?

В Брюсселе осознают, что тема ВТО российским руководством выделена как принципиально важная, и пытаются выжать из сложившейся ситуации максимум для себя пользы. И действуют, как говорят в спорте, используя запрещенные приемы. Российские переговорщики, которые уже поднаторели в юридических хитросплетениях опытной европейской бюрократии, вряд ли попадутся на такую удочку.




 
НЕ ПОЕДЕМ, НЕ ПОМЧИМСЯ
На этой неделе министр транспорта Игорь Левитин выступил перед сенаторами с неутешительными прогнозами.

Автор - Алексей Ульянов
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©