12 - 18 апреля 2006   № (14)1816 Издается с 1990 г.
ПТИЦА-ТРОЙКА ЗАТЕРЯЛАСЬ В ОБЛАКАХ
В Художественном театре прошла премьера «Табакерки». Спектакль «Похождение» поставлен режиссером Миндаугасом Карбаускисом по мотивам «Мертвых душ» Гоголя. В ролях: Чичиков - Сергей Безруков, Коробочка - Ольга Блок-Миримская, Манилов - Алексей Усольцев, Собакевич - Борис Плотников, Плюшкин - сам руководитель театра Олег Табаков.

Известно, что история постановок поэмы Гоголя в русском театре ХХ - XXI века насчитывает много знаменитых имен: Станиславский, Эфрос, Любимов, Фоменко... «Мертвые души» как магнит притягивали к себе самых замечательных режиссеров. Но далеко не каждому из них удалось оседлать знаменитую гоголевскую птицу-тройку. Хотя каждое прикосновение к Гоголю оставляло неизгладимый след у всех постановщиков и актеров. Сегодня же у зрителей осталось несколько смутное, но вполне объяснимое впечатление. Действительно, «умом Россию не понять...в Россию можно только верить».

И это не столько упрек литовскому режиссеру, сколько желание видеть на сцене не сувенирную Россию, где Чичиков непонятно кто: предприниматель или мечтатель, а настоящую, с душой народа, с традициями и обычаями, которые составляют ее суть.

Название спектакля «Похождение» не случайно. Оно подсказано Михаилом Булгаковым, написавшим в начале 20-х годов памфлет про гоголевских героев, попавших в советскую Русь. Но для спектакля была выбрана полномасштабная инсценировка «Душ», позже написанная Булгаковым по заказу МХАТа и показанная на его сцене в ноябре 1932 года, где сегодня играют премьеру.

«Мертвые души», положенные в основу спектакля, сразу же вводят зрителя в сюжет, хорошо известный каждому из школьной программы. Павел Иванович Чичиков объезжает помещиков одной российской губернии и выкупает у них мертвые души, которые по документам числятся «как бы живые», чтобы взять с государства, к примеру, по 200 рублей за душу. Олег Табаков сказал накануне премьеры, что Чичиков, мол, не преступник, а вполне даже нормальный предприниматель. Но это сказал Табаков, а что хотел сказать зрителю режиссер Карбаускис? Взгляд на Россию издалека, непредвзятый, холодный и пронзительный, которым смотрит на нее литовский режиссер, оставляет на сцене «выжженное поле», где нет места широкой вольной русской душе. Возможно, в зарубежных театрах такая аномалия классического произведения посчитается нормальным явлением, но в России Гоголя - нет. Хотя многие современные режиссеры предпочитают делать спектакли «по мотивам произведений» наших классиков, однако в сравнении с литовским вариантом увиденное не действует на зрителей столь непонятно, разрушительно и печально. Действительно, прав Тютчев, »... в Россию можно только верить».

Поскольку «Похождение» построено как маленькие смешные рассказики, от Гоголя остались небольшие кусочки литературного материала с некоторым количеством словечек. Отвлекают от Гоголя также ужимки и гримасы актеров, порой странноватый юмор. Здесь смешно ходят, смешно сидят, говорят, шепелявя, присвистывая. Буквально каждое слово персонажей сопровождается какой-нибудь занятной фенечкой. То Манилов - Алексей Усольцев сольется с женой в пятиминутном поцелуе, то Ноздрев - Дмитрий Куличков, играя в шашки, уляжется поперек ручек кресла и так в горизонтальном положении зависнет над доской, то Чичиков - Сергей Безруков скорчит богопротивную или умильную рожу... И так почти на протяжении всего спектакля.

Видимо, режиссер очень хотел уйти от штампов. Но даже самая интересная форма не может заменить содержания. Тем более, что режиссер совсем забыл монолог о птице-тройке, что является важным для постановки по произведению Гоголя. Взамен в финале спектакля постановщик выводит на сцену настоящих лошадей!?! Вот вам и иностранное понимание птицы-тройки! Более того, спектакль заканчивается всеобщим сном его героев. В открывшейся панораме мы видим мирно спящую Русь из Лукоморья... Похоже, у режиссера птица-тройка затерялась где-то далеко и надолго.




 
КАК ПОДЕЛИТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Самым громким делом за последнее время стал вопрос о разделе памятников истории и культуры между Россией и Москвой. На днях Конституционный суд прекратил производство по этому делу. А проблема осталась нерешенной.

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©