05 - 11 апреля 2006   № (13)1815 Издается с 1990 г.
ВОТ ТАКОЙ ЭКСПОНАТ
В Историческом музее появился совсем необычный экспонат - древнее орудие для фальшивомонетчиков. Два года назад станок, а также набор каменных досок с остатками клише для печати фальшивок члены поискового отряда нашли в Московской области. Он был аккуратно сложен, как будто ждал своего хозяина, который так и не пришел.

С помощью этого приспособления можно было наносить водяные знаки на купюры, изготовлять трех- десяти и двадцатипятирублевые государственные кредитные билеты Российской империи 1856 - 1861 гг. На одной из досок сохранились остатки стесанного рельефа клише, предназначенного для печати фальшивок. Через несколько лет эти деньги вышли из обращения, а это значит, что клише потеряли свою актуальность. Получается, что станок пролежал в земле полтора века и сейчас не пригоден к использованию. Однако специалисты утверждают, что в нечестных руках и сегодня всему этому нашли бы применение. К счастью, редкую находку сдали в музей.

...Уже более двух с половиной тысячелетий существует такое понятие, как фальшивые монеты. Это и возраст первых появившихся в Европе монет.

В древности, когда выпуск денег взяло на себя государство, за их подделывание стали приговаривать к смерти. В средние века виновников подвергали пыткам, заживо сжигали, отсекали руки. «Денежных воров» жестко наказывали и на Руси. Но любители легкой наживы не переводились. Борьба с подделыванием монет по-прежнему актуальна. Презентация в ГИМ - повод еще раз напомнить об этом.

Два года ушло на реставрацию литографического станка. И теперь, прямо на выставке, при свидетелях станок поместили в одну из витрин. Он стал частью постоянной экспозиции, посвященной XIX веку. К презентации подготовлена небольшая выставка, где можно увидеть и другие предметы, связанные с изготовлением фальшивых денег и антикварно-нумизматических подделок. А рядом - сотни редких документов, портретов, мемориальных предметов и произведений искусства. В числе наиболее ярких и замечательных экспонатов - императорский трон Александра I, послужной список и шинель, принадлежавшая Николаю I, перо Александра II, которым был подписан указ об освобождении крестьян, сабля Александра II, бывшая при нем в момент его гибели. Также один из 7 пробных рублей, с изображением никогда не правившего императора Константина, отчеканенного в декабре 1825 года. Представляют интерес и экспонаты из дворцовых интерьеров. Отдельно выделены личные вещи известных исторических деятелей и писателей: жилет Н.М. Карамзина, сюртук Н.В. Гоголя, шинель В.А. Корнилова, холодильник для вина начальника III отделения А.Х. Бенкендорфа, личные вещи А.А. Аракчеева и многое другое. Все это воссоздает образ империи одного из самых динамичных столетий в истории России.

МОЦАРТ ПРИЕХАЛ В МОСКВУ

Моцарта всегда любили в России. В Москве на торжествах, посвященных Моцарту, сначала звучала его музыка, а потом можно было посмотреть все, что связано с этим именем.

В современном проекте приняли участие 12 музеев, 2 института и 2 библиотеки. Главные экспонаты приехали в Москву под охраной в специальном сейфе. Российская национальная библиотека из Петербурга предоставила четыре нотных и один эпистолярный автограф Моцарта. Это подлинное письмо композитора к жене Констанции. Пишет он о любви, о том, что слезы еще не высохли на ресницах... А дальше перевод не разглашается, слишком интимные подробности. Уникальны и другие документы. Например, письмо отца Моцарта, ноты, написанные рукой маленького сына. Представьте себе, эти цифры в клеточку - тоже произведение Моцарта. Документы, предоставленные МИДом России, являются шифром дипломатической почты особой важности. Почта шифровалась произведениями известного композитора.

На выставке совершенно естественно возникает и тема Пушкина с его произведением «Моцарт и Сальери». Здесь можно увидеть подлинный нотный автограф Сальери. И тут же костюм Шаляпина, в котором он в Париже исполнял партию соперника Моцарта. А рядом - костюм Олега Табакова, который играл эту роль во МХАТе. Посетителей привлекает еще одно редкое письмо, в котором посол России в Вене граф Разумовский пишет Потемкину о том, что ангажировал Моцарта на работу при русском дворе и тот, мол, согласился, но как-то не сложилось. Эти документы интересны тем, что показали композитора как человека, который знает несколько языков, обожает математику, выступает на приеме князя Голицына в Вене, с удовольствием позирует художникам... Очень интересно взглянуть на прижизненный портрет Моцарта. Его предоставил частный коллекционер, который захотел сохранить свое имя в тайне.


 
ВОЛЬГОТНО СТАЛО СКВЕРНОСЛОВИТЬ
Раньше считали, что сквернословить нехорошо. Сейчас к этому явлению в обществе совсем другое отношение. Правда, не хочется думать, что «язык обезьян» вышел на уровень державной идеологии. А если это так?

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©