05 - 11 апреля 2006   № (13)1815 Издается с 1990 г.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
2006 год - юбилейный для Дмитрия Шостаковича: исполняется 100 лет со дня рождения композитора. Специальный указ о праздновании даты подписал Президент РФ Владимир Путин. Труппа Большого театра станет единственной, в репертуаре которой значатся все три балета Шостаковича. Недавно состоялась премьера балета «Золотой век».

Подозревал ли композитор, что спустя некоторое время его произведения не только оценят по достоинству, но и будут провозглашать идеалом классического искусства, а его самого сделают чуть ли не главным символом 2006 года? Тем не менее это так. Хорошая музыка стала мерилом утонченного вкуса и всегда находит своего слушателя, а хореография на эту музыку - своего зрителя.

Два спектакля на музыку Шостаковича - «Светлый ручей» и «Болт» - поставил нынешний худрук балета Алексей Ратманский. Балет «Золотой век», который шел в Большом театре почти 25 лет назад, снова восстановил Юрий Григорович.

Судьба этих постановок не простая. Их играли, потом запрещали, снова восстанавливали... Видимо, не пришло время для обновленного балетного искусства. А после разгромных статей в газете «Правда» - «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» - все три балета и вовсе исчезли из репертуара театров. Теперь, видимо, наступил золотой век в истории Большого театра, который в последние годы показывает то, что в советское время невозможно было бы поставить на знаменитой сцене.

...История балета «Золотой век» такова. Премьера состоялась в Ленинграде в 1930 году. Содержание многих удивило. Советская футбольная команда отправляется в некую буржуазную страну, где начинаются всевозможные приключения: любовь между танцовщицей Дивой и руководителем советской делегации, погони, тюрьма, освобождение политзаключенных и, конечно, разлагающийся по полной программе Запад. Спектакль провалился. Во всем обвинили либреттистов, создавших маловразумительную драматургическую основу.

Вскоре после снятия запрета Григорович встретился с Дмитрием Дмитриевичем и предложил возобновить спектакли. Однако разрешения на это хореограф не получил. По его словам, Шостакович не хотел реанимировать свои балеты. Через несколько лет мечта Юрия Николаевича все-таки осуществилась.

- К работе над «Золотым веком» я приступил в Москве, будучи главным балетмейстером Большого, - рассказывает Юрий Григорович. - После кончины Шостаковича его вдова, Ирина Антоновна, позвонила мне и, помня о моем желании поставить балеты Дмитрия Дмитриевича, предложила мне весь музыкальный материал «Золотого века».

Вот так 4 ноября 1982 года случилось второе явление «Золотого века», уже в Москве, в Большом театре. Постановщик Юрий Григорович и искусствовед Исаак Гликман изменили либретто и партитуру. Действие разворачивается в южном городке в двадцатые годы прошлого века. А «Золотой век» - это ресторан, где развлекаются нэпманы и бандиты... Танцевали в балете прежние звезды Большого театра: Наталия Бессмертнова, Татьяна Голикова, Ирек Мухамедов, Гедиминас Таранда. Спектакль с успехом шел в Москве и был показан на гастролях во многих странах мира...

Кстати, и сейчас именно Ирина Антоновна - один из инициаторов возобновления спектакля. Но не только она рада восстановлению балета. Эта работа заинтересовала многих, в том числе музыкантов, хореографов, артистов. На подмостках ГАБТа вновь появились комсомолки и комсомольцы 1920-х годов, борющиеся за светлое будущее, а также бандиты и нэпманы, облюбовавшие ресторан «Золотой век». Но новая редакция балета состоит не из трех, а из двух актов. Основной сути постановки сокращения не затронули. Зато изменилось их восприятие. Пафос горячечных двадцатых обернулся чисто фантастическим пафосом.

В основе балета - прежде всего классический танец, который выразил все характерные черты времени 20-х годов прошлого века. В балете также использованы элементы фольклорного танца и физкультуры. А для отрицательных персонажей - нэпманов и бандитов - элементы бытового танца: танго и фокстрота. Сегодня в спектакле заняты совсем молодые артисты. В главных партиях Анна Антоничева, Денис Матвиенко, Мария Аллаш, Ринат Арифулин, Екатерина Крысанова, Александр Волчков. Проворная, верткая, неуемная Екатерина Крысанова играет бандитку Люську ярко и искренне. Ресторан «Золотой век» - ее естественная среда. Николай Цискаридзе - самый опытный солист из премьерного состава - с наслаждением вернулся к своей прежней партии (он успел станцевать ее в первой редакции, которая шла до середины 90-х). Конферансье в его трактовке свободен и шутлив.

Кстати, с первым составом исполнителей Григорович готовил «Золотой век» практически целый сезон. А на этот раз репетиции продолжались только полтора месяца. Тем не менее успех балета очевиден.




 
ВОЛЬГОТНО СТАЛО СКВЕРНОСЛОВИТЬ
Раньше считали, что сквернословить нехорошо. Сейчас к этому явлению в обществе совсем другое отношение. Правда, не хочется думать, что «язык обезьян» вышел на уровень державной идеологии. А если это так?

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©