08 - 14 марта 2006   № (9)1811 Издается с 1990 г.
Сам себе владыка
Челябинск - большой город с интересной историей и не менее интересным настоящим. С этих слов начинается описание города на одном из сайтов в Интернете. Теперь, похоже, говоря о Челябинске, можно будет добавить еще одно определение - город с бурными политическими буднями, о которых все больше и больше начинает узнавать страна. Челябинск сотрясают акции протеста. Только с 28 февраля по 3 марта на улицы города вышло около 8 тысяч человек. Люди требуют покончить с беспределом, который начался в городе чуть ли не с первых месяцев прошлого года, когда на должность главы города был избран Юревич Михаил Валерьевич.

БРОСОК В ПОЛИТИКУ

Михаил Юревич - лицо это в Челябинске заметное и известное. Местный уроженец, с дипломом инженера-строителя. Путь в бизнес он начал еще будучи студентом, занявшись оптовой торговлей продуктами. Затем с 1995 по 2000 год числился председателем Совета директоров АО «МАКФА» (бывшая Челябинская макаронная фабрика) Сосновогорского комбината хлебопродуктов.

Окрепнув материально, Михаил Валерьевич подался в большую политику. 19 декабря 1999 года избирается в Государственную Думу третьего созыва, а с января 2000 года становится заместителем председателя Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. С этого трамплина и начался штурм Челябинска, и, как всегда, с конфликта. В апреле 2003 года Юревич обвинил заместителя губернатора Челябинской области Константина Бочкарева в организации прослушивания его телефонных разговоров. Были и другие конфликты. Например, Михаил Юревич на всю страну разносил сельскохозяйственную политику губернатора Челябинской области Петра Сумина. «Недавно я сам был на полях, убедился, что земля сухая, то есть погода уборочной не вредит, - заявлял Юревич в одном из своих интервью. - Но вместе с тем я вижу, что новой техники в хозяйствах с каждым годом все меньше. Не хватает удобрений. Почвы бедные. Зачастую нарушаются агротехнологии, поступают плохие семена. В области даже нет приличного семенного фонда. Меня как представителя пищевой промышленности волнует, что за последние два года наметилась тенденция к снижению сборов продовольственной пшеницы».

Как тут не устоять? И не устояли. 20 марта 2005 г. прошли выборы мэра Челябинска. Победил понятно кто - предприниматель, депутат Государственной Думы Михаил Юревич. И началось. С лета 2005 года в органы прокуратуры стали поступать заявления, в которых предприниматели указывали на грубое нарушение своих прав как субъектов предпринимательской деятельности должностными лицами администрации города Челябинска при осуществлении ими регистрационных, разрешительных и иных процедур. Многое подтвердилось. Например, прокуратурой Челябинской области, УФСБ по Челябинской области и отделом МВД РФ в Уральском федеральном округе в 2005 году была проведена проверка, выявившая ряд грубейших нарушений законодательства, которые, как считают юристы, должны были явиться основанием для возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц администрации города Челябинска.

Речь в первую очередь идет о том, что ряд крупных земельных участков для комплексной застройки был выделен некоторым «своим» коммерческим организациям без проведения обязательных в таких случаях аукционов.

Эта норма Земельного кодекса РФ вступила в силу с 1 октября 2005 года. Поэтому постановления главы города Михаила Юревича о выделении земельных участков датированы 28 и 29 сентября 2005 года. Однако в ходе проверки было установлено, что фактически заявки от застройщиков подавались и оформлялись после 1 октября 2005 года. Вот уж воистину, своя рука владыка.

Выявилось и другое: нарушение законных прав строительных организаций, в том числе производственной фирмы «Монолит», которые имели ранее полученную в установленном законом порядке разрешительную документацию на застройку этих участков. Эти организации разрабатывали за свой счет проектную документацию для строительства жилых домов и создания необходимой инфраструктуры. В итоге в «переделе Юревича» оказались 7 микрорайонов города общей площадью более 1,5 миллионов квадратных метров жилья. 30 процентов этих площадей незаконно получило некое ООО «Памир», которым владеет С.Мелехин - близкий друг Юревича, ранее судимый за убийство и отбывавший 8 лет, как говорят, в местах не столь отдаленных. Но это еще не все.

Как выяснилось, в результате незаконных действий городской администрации цена за один квадратный метр жилья в Челябинске выросла только в 2005 году в 2 - 2,5 раза, обогнав в этой смысле все соседние регионы - Екатеринбург, Омск и Тюмень. Таким образом, под угрозой срыва оказывается реализация Национального проекта «Комфортное и доступное жилье», в рамках которого Челябинск был объявлен экспериментальной площадкой Госстроя России.

Нанесен огромный ущерб и бюджету Челябинска. Два новых земельных участка общей площадью около 7 гектаров в центральном районе города достались известной нам ОАО «МАКФА». Причем, якобы произошло это на состоявшемся 11 октября аукционе, где «МАКФА» предложила всего 20 миллионов рублей. По оценке экспертов, сумма такой сделки и, соответственно, поступления в бюджет могли быть в 10 - 11 раз выше, если бы до аукциона были допущены другие крупные строительные организации города. А вообще, бюджет города в результате переделов земельных участков недополучил сумму порядка 4 миллиардов рублей.

И на этом челябинские «приключения» не заканчиваются. Михаил Юревич почему-то решил отказать в продлении договоров аренды и потребовал сноса 25 киосков «Роспечати», которая до сих пор не имела нареканий ни от кого. Выясняется, что урезая «Роспечать», мэр Челябинска таким образом «продвигает» на освобождающуюся территорию принадлежащую ему сеть по продаже периодических изданий «ВЧ-маркет».

Выходит, что у Михаила Валерьевича Юревича «все схвачено». В Челябинске у него все получается, а различных «ходоков» по московским кабинетам он просто запугивает тем, что у него есть покровители аж в самой администрации Президента. И совсем уж курьезный фактор: ФСБ готовит плановую проверку в Челябинске. Конечно, это не секретная информация, но знает об этом небольшой круг лиц на Лубянке. Так вот, предав гласности эту информацию в Челябинске, Юревич как бы намекнул, что готовится смена в руководстве УФСБ, и что если такое произойдет, то знай наших!

ДОЛЖНОСТЬ БЕЗ МАНДАТА

Последние два года ознаменовались во многих городах России сменой Устава муниципального образования. Изменениям подвергалась преимущественно структура управления городом. Согласно старому закону о местном самоуправлении 2003 года были возможны два способа формирования муниципальной исполнительной власти: глава муниципалитета может избираться либо всенародным голосованием (тогда он становится и руководителем администрации), либо муниципальным парламентом из числа его депутатов. Во втором случае глава МО становится председателем муниципального совета, а администрацию возглавляет наемный менеджер, избранный на конкурсной основе.

Однако в некоторых российских городах манипуляции с Уставом города послужили отличным инструментом в борьбе за контроль над областным центром.

В Челябинске утвержденный было устав, где выборной должностью был председатель Гордумы, а городом руководил сити-менеджер, путем нескольких юридических манипуляций был отменен. Согласно принятой 25 августа 2005 года редакции Устава города глава города должен бы возглавлять представительный орган - Челябинскую городскую Думу. Глава администрации должен был назначаться на должность решением Челябинской городской думы по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

22 апреля 2005 года по инициативе Юревича Челябинская дума приняла поправки в Устав города: теперь именно глава города должен возглавлять администрацию, а не думу. Соответственно, Юревич издал распоряжение № 386 о своем немедленном вступлении в должность главы администрации города Челябинска. Таким образом, выбранные челябинцами председатели городской Думы сами себя назначили главами городской администрации. Причина такого неуемного стремления к власти видится нам в желании максимально использовать властные полномочия в личных целях. Хотя вообще-то по закону вступить в должность должен преемник Юревича, а сам он должен был весь срок своих полномочий находиться на том месте, куда его избрали, то есть исполнять обязанности председателя Гордумы. Однако законы - они, как водится, для простого народа.

Вопрос о законности возложения Юревичем на себя указанных полномочий прокуратурой Челябинской области почему-то не проверялся. Сегодня никто толком не знает, на основании какого правового акта он вообще исполняет обязанности главы администрации Челябинска. Заявление гражданина Иванова С.В. о незаконности изменений в Устав города рассматривалось Центральным районным судом Челябинска без участия прокурора вопреки требованиям пункта 2 статьи 252 ГПК РФ. Решение было вынесено 1 августа 2005 года, а 30 сентября судья Челябинского областного суда Балакина Н.В., рассмотрев надзорную жалобу, отказала в передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения его по существу.

С первых дней после вступления в должность Михаила Юревича стало очевидно, что главным направлением его деятельности трудно назвать управление городским хозяйством или, например, развитие местного самоуправления. Об этом наглядно свидетельствует его отношение к социальным вопросам в городе. В целях экономии бюджетных средств было принято решение об отмене транспортных льгот в городском транспорте для учащихся. Городская власть сворачивает такие социально значимые программы, как «Двор», «Кровля». Структуры бывшего главы компании, производящей продукты питания, Михаила Юревича втягивают в сферу своих интересов закупку продовольствия для больниц и прочих бюджетных организаций.

Получается, что чехарда с городскими уставами создала благоприятную почву для передела власти, когда к руководству городом приходят с единственным желанием - взять как можно больше, пока не сместили. Как ни печально, прошедший год показал, что для России это становится уже тенденцией.

ЕДИН В ДВУХ ЛИЦАХ?

И, наконец, самое, на наш взгляд, важное. Михаил Юревич является членом партии «Единая Россия», причисляет себя к «президентской команде». Его фамилия была включена в избирательный список партии на выборах в Законодательное собрание области в декабре 2005 года. В итоге явка избирателей едва дотянула до необходимого минимума, а результаты «Единой России» оказались значительно худшими по сравнению с другими регионами страны. Фактом является и то, что действия мэра и его команды привели к дестабилизации обстановки в городе, нарушению нормальной плановой работы крупных предприятий Челябинска, потенциальной потере десятков тысяч рабочих мест. Разваливается и моральный климат: ведь по «лицу» первого человека города жители судят и о «лице» власти в целом. Когда во главу угла поставлен личный интерес, а не интересы страны, когда на местах начинают править как средневековые сатрапы, ждать хорошего не приходится. Вот почему челябинские «истории» заслуживают самого пристального внимания как со стороны правоохранительных органов, так и центральной власти.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©