15 - 21 февраля 2006   № (6) 1808 Издается с 1990 г.
Карен Армстронг: столкновения цивилизаций нет
Ксенофобия как порождение страха
Карен Армстронг - одна из ведущих на Западе специалистов по истории религий, ученый с мировым именем, автор многих трудов по истории христианства, ислама и иудаизма. Высказанная ею в интервью точка зрения на процессы, происходящие сегодня в исламском мире, особенно актуальна ввиду последних драматических событий, оцениваемых многими как проявление «столкновения цивилизаций».

- Что общего у всех религий, которые вы изучали?

- Прежде всего, это идеи милосердия и сострадания. Во всех них закреплен принцип «Не делай другому того, чего не хотел бы получить сам».

- Куда сегодня движется ислам? Почему именно сейчас так усиливается враждебность между мусульманами и Западом?

- Мусульман не меньше, чем жителей западных стран, потрясли события 11 сентября, и они не знают, что еще может за этим последовать. После этой трагедии враждебность по отношению к исламу приняла на Западе характер эпидемии. Многие мусульмане, живущие на Западе, предпочитают попросту опустить глаза, боясь встретить ненавидящий взгляд. Эти чувства усиленно подогреваются в СМИ самыми различными способами. И некоторые мусульмане, даже те, кто родился и вырос на Западе, начинают ощущать себя во враждебной среде и относиться к ней враждебно. Это очень тревожный процесс, и очень трудно сказать, как будут развиваться события дальше. Но исторически никакого столкновения цивилизаций не существует. Например, еще в начале ХХ века мусульмане не видели в лице Запада коллективного врага. Но потом были колониальные захваты, Суэцкий кризис и так далее... И сегодня западные политики делают вид, что не замечают двуличия своих действий. Известный южноафриканский правозащитник епископ Десмонд Туту однажды сказал мне, что просто потрясен заявлением британского премьера Тони Блэра провести через парламент закон, позволяющий без предъявления обвинения бросать человека в тюрьму на 90 дней. А ведь в эпоху апартеида в Южной Африке сами же англичане критиковали именно за это власти ЮАР, обвиняли их в грубом попрании прав человека. Нельзя называть себя демократической страной и одновременно держать на Гуантанамо и в других тюрьмах безо всякого суда сотни людей. Нельзя говорить о свободе слова и одновременно угрожать разбомбить штаб-квартиру арабского телеканала «Аль-Джазира».

- В чем состоят сходства и различия между фундаменталистскими движениями в различных религиях?

- Такие движения существуют и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. В основе их лежит страх уничтожения веры перед лицом современного светского либерального общества. Фундаменталисты убеждены, что это общество стремится уничтожить их религию. И это, в целом, верно. И вот, чувствуя, что их «приперли к стене», они занимают агрессивно-оборонительную позицию. Эти люди боятся утратить свою идентичность, боятся превратиться в маргиналов. Этот страх приводит их в ярость - и они стремятся всеми силами вернуть религии центральное место в общественной жизни. Отсюда проистекает создание образа врага и его «демонизация». К сожалению, фундаментализм в каждой из трех религий становится все более агрессивным, и это не может не беспокоить. Меня не оставляет чувство, что нечто подобное Европа уже переживала - в тридцатые годы в Германии тоже начали с ксенофобии в прессе, а закончилось это лагерями смерти. Мы не имеем права снова встать на этот путь.

Традиция же не имеет ничего общего с религиозной ненавистью. Ислам зародился в Аравии, когда там царили анархия, ненависть и братоубийственные войны. Пророк Мухаммед своей проповедью сумел положить конец этому злу и установить мир. Эта религия принесла человечеству учение, помогшее миллионам людей обрести Бога и душевный покой, найти смысл своего существования. Особенно важно то, что даже когда ислам был в зените своего могущества, мусульманские теологи неизменно сохраняли приверженность плюрализму и духу терпимости в отношении других религий и культур. Сама я - не мусульманка, но именно углубленное изучение ислама дало мне лично ощущение того, чем может быть монотеистическая религия в своем высшем выражении.




 
ЦРУ от России отворачивается
Об изменениях в приоритетах деятельности разведслужб ведущих западных держав порой можно судит по косвенным признакам. Одним из них является численность дипломатических и консульских представительств.

Автор - Дмитрий Жантиев
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©