15 - 21 февраля 2006   № (6) 1808 Издается с 1990 г.
Атомное тепло
«Правда Севера»
В районе Архангельска, с учетом Северодвинска, Новодвинска и всего левобережья Северной Двины, давно сложилась неблагополучная обстановка с энергетикой. Есть два обстоятельства, которые побуждают бить тревогу. Речь идет о том, что завозимое топливо резко дорожает из-за постоянного роста цен на него и растущих железнодорожных тарифов. Энергетические проблемы в один день не решаются: на это нужны годы подготовительной и организационной работы, результативный поиск финансовых средств.

Рыночные условия диктуют правила: желаемый результат достигается самостоятельной инициативой и деловой активностью регионов. Крупные программы индивидууму не по плечу, но свои пожелания и надежды он реализует через тех, кого выбирает.

По последним данным МАГАТЭ (отчет за 2004 г.), в мире эксплуатируется 440 атомных блоков средней мощностью по 1000 МГвт. Строится 26. В прошлом году введено 5, начато в текущем 2. Назовем страны: Китай, Япония, Россия, Украина, Финляндия, Франция. Ожидается к 2020 г. ввод 127 блоков, в том числе в США - до 30 блоков, в Китае - 20. Открывают атомные программы даже те страны, которые временно их приостанавливали (к примеру, Швеция, Германия): они не хотят держать свои экономики на дорогой «газовой игле». Доли АЭС в производстве электроэнергии такие: Франция -75%, Япония - 35%, Германия - 32%, Англия - 29%, США - 20%, бывшие страны СЭВ и Финляндия - 20-50%. Россия - всего 16%, и только к 2020 г. ожидается рост до 23%.

Это хорошо понимают другие регионы страны, которые сейчас активно работают над проектами привлечения на свои территории объектов атомной энергетики, в первую очередь - для теплообеспечения.

Нежелание (независимо от причин) заниматься атомной теплоэлектроцентралью (АТЭЦ) не стоит маскировать заявлениями о том, что область озабочена поиском новых энергоисточников (приливные станции, биотопливо); что будут проводиться жесткие экспертизы и тендеры по АТЭЦ; что регион вправе самостоятельно выбрать тип реактора и т. п.

Заказчиком и застройщиком АТЭЦ выступают Росатом и концерн «Росэнергоатом», а контролируют их действия многочисленные специализированные организации. Поэтому не следует пугать людей атомными «страшилками» и предстоящим отвлечением огромных финансовых средств из облбюджета. АТЭЦ - это подарок государства региону. Сегодня важно участвовать в местной научно-общественной экспертизе, что предусмотрено регламентом проекта АТЭЦ.

В районе Архангельска проживает до 60% населения области и сосредоточена мощная промышленность, включая предприятия ВПК. Однако этот комплекс является, по существу, энергетическим островом, который функционирует за счет дорогого и дальнепривозного оргтоплива. Генерирующие предприятия технически изношены. Тарифы за энергию приблизились к платеженеспособному уровню.

Спасти ситуацию может только местный источник дешевой тепловой и электрической энергии. Особенность АТЭЦ в том, что она является региональным производителем энергии, которая потребляется на месте. Это дает уникальную возможность регулировать цены на базе местного законодательства. Таким образом, удовлетворяется главный - социальный заказ на АТЭЦ: надежное и долговременное теплоснабжение при возможно низких ценах за тепло и электроэнергию для населения и промышленности.

АТЭЦ - это внешнее прибыльное инвестирование экономики области со стороны государства в объеме более 30 млрд руб. От таких подарков не принято отказываться. Тем более что за счет работы АТЭЦ бюджеты всех уровней получают небывалое накопление.

Для привлечения ресурсов в проект АТЭЦ и общей координации работ с 2002 года функционирует консорциум «Энергоресурс». Проведена большая работа по изучению рынка возможных кредитных и инвестиционных предложений. Идут предметные переговоры. Последний за два года вариант «Меморандума» с ОАО «Русский алюминий» близок к компромиссу между Росатомом и «Русалом» в части взаиморасчетов на длительную перспективу за электроэнергию для производства 300 тыс. тонн алюминия в год. Для области такое соглашение открывает новые широкие возможности для бюджетных поступлений, использования североонежских бокситов, получения новых рабочих мест на период строительства алюминиевого завода и его эксплуатации. Здесь же и новое социальное строительство. Для АТЭЦ - это возможность получения серьезных инвестиционных вложений.

За время многочисленных встреч и переговоров проявилась одна общая тенденция у зарубежных переговорщиков. Им сложно представить бизнес-план на всю АТЭЦ с длительными сроками строительства, системой возврата капиталовложений и т. д. Кроме этого, они не могут, по нашему законодательству, участвовать в финансировании энергоблоков, а по правительственным рекомендациям их стран не должны участвовать в атомном строительстве за рубежом. Но когда речь заходит о создании объектов инфраструктуры АТЭЦ на основе локальных бизнес-планов, появляется инвестиционный интерес. Нужно готовиться к таким решениям, как строительство (по общему проекту и в рамках согласованных планов производства работ) магистральных трубопроводов, объектов транспорта (портопункт, дороги), временной котельной, комплектовочных складов, агробиокомплекса, объектов соцкультбыта и др.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©