15 - 21 февраля 2006   № (6) 1808 Издается с 1990 г.
Учебник патриотизма
Общероссийская программа военно-патриотического воспитания молодежи расползается по регионам. На днях свой вариант презентовали московские власти. В нем как в зеркале отразился идеологический сумбур, царящий в головах отечественных чиновников.

Набор очередных «воспитательных мер» банален, как суточные щи. Предлагается устраивать военно-тактические игры с состязаниями по рукопашному бою и надеванию противогазов. Сформировать классы оборонно-спортивного профиля. Открыть побольше школьных военно-исторических уголков. Приготовлено интеллектуальное обеспечение программы - брошюра «Рекомендации по организации патриотического воспитания молодежи», учебное пособие «Боевые традиции Вооруженных сил. Символы воинской чести» и сборник сценариев «Россия, тебе славу пою!». По мысли заместителя руководителя столичного Департамента образования Москвы Владимира Моисеенко, все это должно привести к тому, чтобы «наша молодежь не зарилась на красивую жизнь на Западе, а строила эту жизнь в своей Москве, своей стране и гордилась тем, что сделали предыдущие поколения, что сделали они сами».

Да разве так человека сделаешь патриотом своей страны? Столичные чиновники, а за ними и все остальные в какой уже раз ставят телегу впереди лошади. Воспроизводя по формальному признаку элементы советской пропагандистской машины, они забывают об одном. Большевики, по крайней мере, имели внятную идеологию, четкую систему координат, собственную историческую концепцию, на основе которой и рождался советский патриотизм.

Если мы хотим сегодня сделать так, чтобы российская молодежь «не зарилась на Запад», начинать надо с азов. Определиться с самой Россией - Родина она нам или мачеха, как говорят некоторые. Объяснить, что наша страна не может быть Швейцарией или Люксембургом, у которых нет врагов. Слишком велика Россия, чтобы к ней относились, как минимум, нейтрально. А врагам принято давать отпор.

Тогда только пригодятся военные уголки, в которые сегодня детей загоняют из-под палки. Можно будет показать на исторических примерах, что бывало с Россией, когда она ослабевала. Сегодня иные «публицисты» призывают бойкотировать призыв в армию, вот и стоит рассказать, как в 1917 году подобные бойкоты аукнулись Гражданской войной и еще большей кровью, чем если бы солдаты выполнили свой долг на фронтах Первой мировой.

Вслед за этим объяснить школьникам, что такое современная армия. Не противогазами мы сможем выиграть будущие войны, а использованием интеллектуальной техники, овладение которой требует больших усилий. Вот те, кто клей в подворотнях нюхают и бегут за пивом, войну проиграют. А те, кто за книжками сидят, учатся работать на компьютере, водят автомобиль - выиграют.

И, конечно, пора бы определиться с нашими приоритетами. Работа для социологов - в первую очередь, выяснить хоть какие-то светлые события, радовавшие российское общество за последние пятнадцать лет. И отталкиваться от них. Показывать, что вчера мы жили так, а завтра сможем жить лучше, но только если поработаем сообща. А власть должна вселить уверенность, что укрепит свое положение не только кучка олигархов, а большая часть общества. Вот тогда отечественные чиновники смогут смело задвинуть в самый дальний угол «патриотические программы и концепции», потому что не надо будет кого-то учить любви к Родине, как не надо кого-то учить вдыхать воздух.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©