01 - 07 февраля 2006   № (4) 1806 Издается с 1990 г.
ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМЕЩАЙТЕСЬ
Российский бизнес осваивает новые территории
Похоже, все большее число российских компаний открывает для себя возможность увеличить стоимость бизнеса в 2 - 3 раза. Сделать это можно путем IPO (Initial Public Offering) - что в переводе с английского означает первоначальное публичное размещение акций на бирже. Данная процедура, кроме того, позволяет привлечь новые инвестиции, повысить международные кредитные рейтинги.

Свое бурное развитие и огромный рост мировой рынок IPO переживал в середине 1990-х годов. В то время в России только зарождалась корпоративная культура, а фондовый рынок проходил стадию становления. Пик количества проведенных IPO на международных площадках был отмечен в 1996 году, когда количество размещений составляло порядка трех тысяч. Самый большой размер капитала (около 200 млрд. долларов) был привлечен в 2000 году. Однако затем резко упали как количество размещений, так и размеры привлеченного капитала, что было вызвано крахом «перегретых» рынков Интернет-технологий и телекоммуникаций. После резкого подъема в настоящее время мировой рынок IPO постепенно начинает набирать обороты, в том числе за счет бурно развивающихся китайских компаний. Кроме того, значительный потенциал имеет и российский рынок.

Ежегодно количество российских компаний, которые успешно провели IPO, увеличивается в несколько раз, соответственно увеличивается и стоимость акций. Если в 2003 году стоимость размещенных акций составляла десятки миллионов долларов, а в 2004 году сотни миллионов, то в прошлом году российские компании разместили акций на несколько миллиардов долларов. Среди них «Евразхолдинг», «НоваТэк», АФК «Система». Как правило, в качестве площадки для обращения акций многие российские компании выбирают Лондонскую фондовую биржу.

К сожалению, российский бизнес все еще опасается недружественных поглощений при предложении акций широкой публике, поэтому и размещается за рубежом, где уже сложились определенная культура и правила поведения. Конечно, для тех, кто опасается за судьбу своего бизнеса, размещаться на западных площадках безопаснее, поскольку западные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в ценные бумаги для извлечения прибыли, а не для захвата чужого бизнеса. Но не все отечественные акулы капитализма размещаются за границей, растет и число компаний, размещающихся дома. Происходит это не из патриотических соображений, а из прагматических, поскольку поддержание листинга на отечественных биржах гораздо дешевле, чем на иностранных.

Одним из возможных способов снижения инфляции может стать популяризация финансовых инструментов и активное привлечение сбережений граждан на финансовый, а не на потребительский рынок. Но фондовый рынок испытывает некоторый дисбаланс, и ему зачастую нечем удовлетворить все увеличивающийся спрос. Несомненно, оправившись от шока после событий с «ЮКОСом», иностранные инвесторы потянулись обратно, и рынок показал рост в нефтегазовом секторе около 70%. Другие сегменты рынка также продемонстрировали рост, хоть и не такой значительный, но все-таки довольно ощутимый. Сейчас на рынке торгуются акции, которые ранее не пользовались у инвесторов особой любовью. Кроме того, растет и ликвидность обращающихся акций: уже около 100 бумаг признаны ликвидными. В этом смысле IPO на российских площадках станет серьезным подспорьем Правительству в борьбе с инфляцией.

Несомненно, что 2006 год станет «Годом IPO» в России. Уже сейчас о своем намерении провести IPO заявили такие компании, как ФК «Уралсиб», «Росбанк», «Евроцемент», «Роснефть». Последняя выбрала в качестве организатора проведения IPO компанию ABM AMRO. Отрадно, что среди желающих разместить свои бумаги на бирже не только компании, добывающие и перерабатывающие сырье, но и представители бурно развивающихся финансовых организаций. Список компаний, которые намерены провести первичное размещение акций в 2006 году, несомненно, будет внушителен, и текущий год должен стать переломным годом для фондового рынка. Наметившиеся тенденции говорят о том, что российский фондовый рынок из спекулятивной фазы переходит в стадию рынка, ориентированного на привлечение инвестиций.

Остановимся подробнее на механизмах проведения IPO. Это довольно сложный и дорогостоящий процесс, требующий к тому же максимальной открытости и прозрачности от компании, решившейся на такой шаг, особенно на иностранных площадках. Обычно на практике применяются три способа организации процедуры первоначального публичного предложения. Это метод фиксированных цен, метод «формирования портфеля» и аукцион. Как правило, на практике активно применяется метод «формирования портфеля», который был применен при самом первом проведении IPO в новейшей российской истории.

На сегодняшний день компании, решившиеся на проведение IPO на западных площадках, должны показывать устойчивый рост финансовых показателей, иметь размер активов от 20 млн. долларов США, а также пройти аудит и иметь отчетность по международным стандартам. Говорить о высоких требованиях к качеству менеджмента компании для успешного проведения IPO не приходится.

Размещение акций за рубежом может быть как частным, так и публичным. В случае частного размещения акций, в течение 2 лет они будут ограниченными в распространении, то есть не смогут продаваться неквалифицированным инвесторам. Ряд ограничений может быть снят по истечении года с момента размещения. В случае публичного размещения компания выпускает акции, свободные от ограничений. Эти акции могут свободно торговаться на рынке ценных бумаг. При этом иностранные фондовые площадки могут гарантировать минимальные риски размывания пакета для первоначальных владельцев, поскольку капитал на иностранных фондовых рынках отличается от нашего достаточно низкой степенью концентрации, а западные инвесторы, как уже отмечалось, вкладывают деньги в акции для извлечения прибыли, а не для получения контроля над компанией.

Но всегда будут существовать и иные риски, связанные с проведением IPO. Это и изменения в законодательстве, и поведение государственных регуляторов, и возможные финансовые кризисы, которые могут препятствовать компании получить публичный статус. Поэтому если у компании существует потребность в привлечении дополнительных средств для обеспечения развития и освоения новых рынков, модернизации производства (при этом в среднесрочной перспективе не планируется продажа бизнеса), гораздо легче и дешевле привлечь эти средства за рубежом.

При этом, как бы то ни было, IPO все равно очень затратно для большинства российских эмитентов, и если рассматривать первичное размещение только как способ привлечения средств, то перевес сил явно не на стороне IPO. Проведению IPO должна предшествовать долгая и кропотливая работа по созданию позитивного имиджа компании, которая не нарушает закон, не злоупотребляет схемами по оптимизации налогообложения, имеет долгосрочную стратегию развития. Кроме того, компания должна показывать устойчивый рост бизнеса и занимать значительную долю на рынке, иметь профессиональную команду менеджеров и высокий уровень корпоративного управления. Наконец, отчетность компании, готовящейся провести IPO, должна проводиться в соответствии с международными стандартами, а это, в силу ряда причин, характеризующих особенности ведения бизнеса в России, может позволить себе далеко не каждый.

Поэтому если компании нужны дополнительные средства на развитие бизнеса, то гораздо выгоднее и эффективнее обратить внимание на выпуск облигаций, привлечение стратегического или финансового инвестора, не прибегая к процедуре IPO. Ну а если компания стремится получить статус публичной и получить при этом достаточно средств на дальнейшее развитие, то такой компании прямая дорога к IPO. А вот вопрос, где провести IPO, на российских фондовых площадках или на западных, российские бизнесмены должны решать для себя сами, исходя исключительно из своих собственных предпочтений.

Так те, кто рискнули и провели IPO за рубежом, не пожалели об этом. Например, у крупнейшего российского оператора мобильной связи МТС объем торгов на ММВБ составляет немногим более 100 млн. долларов, в то время как на Нью-Йоркской фондовой бирже годовой объем торгов составляет более 3 млрд. долларов. При этом МТС стала первой российской компанией, которая в конце прошлого века разместила свои бумаги в США.

Сейчас очень благоприятная пора для проведения IPO. У иностранных инвесторов имеется огромный интерес к российским бумагам, и этот год действительно может стать «Годом IPO» в России.




 
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
Сразу несколько высокопоставленных лиц заявили о необходимости строительства новых атомных энергоблоков. Похоже, наша страна, наконец, начинает задумываться о реальном использовании своего важнейшего конкурентного преимущества - наличия передовых ядерных технологий.

Автор - Алексей Ульянов
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©