25 - 31 января 2006   № (3)1805 Издается с 1990 г.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
В Правительстве готовится к выходу постановление об отборе управляющих организаций

Вступивший почти год назад в силу Жилищный кодекс обязал всех собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно определиться со способом управления своим имуществом. Тем, кто не определится до 1 января 2007 года, органы местного самоуправления выберут управляющую организацию на конкурсе. Порядок проведения такого конкурса уже разработан и в ближайшее время увидит свет. Положения данного порядка позволят всем участникам конкурса «соревноваться» действительно на равных условиях и будут способствовать развитию конкуренции в ЖКХ, а, значит, и росту качества обслуживания в отрасли.

илищно-коммунальный комплекс России является одним из наиболее социально значимых секторов экономики. Однако, несмотря на пристальное внимание властей, сколько-нибудь значимых изменений в отрасли пока не происходит. Более того, большинство показателей отрасли свидетельствуют о том, что происходит дальнейшее ухудшение как технической, так и финансовой базы предприятий ЖКХ. В результате высокая изношенность основных фондов, огромные долги, а также отсутствие понятных и четких «правил игры» делают жилищно-коммунальный сектор крайне непривлекательным как для отечественных, так и для западных инвесторов, что, в конечном итоге, тормозит развитие конкурентных отношений в сфере предоставления жилищных услуг.

Низкое качество жилищно-коммунальных услуг обусловлено именно отсутствием конкуренции в отрасли. При этом с экономической точки зрения развитие конкуренции в первую очередь возможно в сфере управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда. В этих сферах государство может и должно «создать» рынок. Решить проблему поможет проведение конкурсов на выполнение работ в сфере управления, обслуживания и ремонта ЖКХ.

Существующая в настоящий момент система жилищных отношений во многом напоминает действовавшую в советские годы, которая отличалась преобладанием государственной собственности, жестким контролем и регулированием. При этом в сфере эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг господствовала 100-процентная государственная монополия.

С 1991 г. в собственность органов местного самоуправления начал передаваться жилищный фонд. Для управления муниципальным жилищным фондом нужно было создавать новые унитарные предприятия или привлекать к этой работе частный бизнес. К сожалению, практически все муниципалитеты выбрали первый вариант. Дело в том, что МУПы обычно тесно связаны с органами местного самоуправления и непосредственно с главами местных администраций. Кроме того, при отборе частных компаний необходимо проводить конкурсы, а МУПам жилищный фонд повсеместно передается на бесконкурсной основе.

Не помогла развитию конкуренции и приватизация. Каждый собственник получил право управлять и распоряжаться своей жилой недвижимостью, а также участвовать в управлении общедолевым имуществом. Однако собственники не проявляют должной активности: только 4 - 5% из них на настоящий момент самостоятельно выбрали способ управления своим домом.

В чем причина такой ситуации? В советский период у граждан не было необходимости заботиться о содержании своего жилища - за них это делало государство. Вот почему большинство собственников по привычке требуют, чтобы власть выполняла уже не свойственные ей функции по управлению частным имуществом.

Предвидя именно такое развитие событий, законодатель предусмотрел обязанность органов местного самоуправления выбрать управляющую организацию для тех «ленивых» жителей, которых, видимо, не интересует качество обслуживания их жилья. Практика выбора управляющих индивидуальными пенсионными накоплениями компаний показывает, что таких граждан может быть процентов 90 - 95.

Как муниципалитет выберет управляющую организацию, зависит от содержания Порядка проведения указанных конкурсов, разработать который должно было Правительство. В настоящий момент соответствующий документ готов и в ближайшее время увидит свет. Благодаря активному участию Федеральной антимонопольной службы, конкурсы по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов будут действительно открытыми и прозрачными. Принять участие в них смогут все желающие организации и индивидуальные предприниматели. При этом победитель будет определяться по максимальному количеству в стоимостном выражении предоставляемых работ и услуг. Что касается платежей граждан, то они при проведении конкурса не увеличатся, так как изначально будут устанавливаться органом местного самоуправления в соответствии с законодательством о регулировании тарифов.

Остается надеяться, что исполнение данного постановления на местах не испортит задумку разработчиков. Мы это поймем сами на собственной шкуре, если наши подъезды станут хоть чуточку чище, работа лифтов не будет вызывать нареканий и ремонт в доме будет производиться вовремя.




 
7 ЛЕТ - ОДИН ОТВЕТ
Недобросовестные чиновники, нагревающие руки на госзаказе, могут угодить в тюрьму на семь лет. С таким предложением выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, комментируя новые функции своего ведомства.

Автор - Алексей Ульянов
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©