18 - 24 января 2006   № (1-2) 1803-1804 Издается с 1990 г.
На «Клипере» - к звездам
Разработка пилотируемых кораблей многоразового использования, похоже, становится основной тенденцией ведущих аэрокосмических агентств мира. Так, сообщает Интернет-журнал «Русская цивилизация», на днях глава американского аэрокосмического агентства НАСА Майкл Гриффин заявил о сокращении финансирования научных исследований, чтобы сконцентрироваться на подготовке пилотируемых космических экспедициях. Федеральное космическое агентство России, в свою очередь, занято разработкой и созданием отечественного многоразового корабля «Клипер».

Известно об этих планах стало еще в начале 2004 года. А в 2005 году макет корабля выставлялся на авиасалоне МАКС-2005, а также российском стенде в Ле-Бурже. Речь шла о том, что «Клипер» станет основным космическим кораблем России, сменив в этом качестве «Союз». Как заявил тогда глава Российского космического агентства Анатолий Перминов, «этот корабль будет использоваться в структуре МКС и проектах, связанных с освоением Луны и Марса. Совместный проект «Клипер» позволил бы обеспечить долгосрочное сотрудничество в области пилотируемой космонавтики. Запускаемый как с российского, так и европейского космодромов, он может стать ключевым элементом в исследовании планет солнечной системы». По словам генерального конструктора и президента РКК «Энергия» Юрия Семенова, стоимость «Клипера» будет примерно в десять раз меньше, чем у разрабатываемых в США аналогов и, по предварительным оценкам, составит около 10 миллиардов рублей в ценах 2004 года, включая экспериментальную отработку и изготовление первого летного образца.

Первоначально предполагалось, что «Клипер» станет совместным российско-европейским проектом. Летом 2005 года в Москве прошли переговоры между главой российского космического ведомства Анатолием Перминовым и его европейским коллегой, Генеральным директором ЕКА Жаном Дорденом. Среди прочего в ходе встречи было обсуждено участие ЕКА в реализации проекта по созданию космического корабля «Клипер». Европейская сторона заверила, что «имеет намерение поддержать эту российскую разработку», пообещав представить в декабре 2005 года совету министров ЕКА план сотрудничества. Жан Дорден даже собирался привлечь к участию в этом крупномасштабном проекте космические агентства других стран. Придание проекту международного статуса позволило бы произвести первый полет нового пилотируемого корабля не позднее 2011 года.

Однако в ходе встречи под конец 2005 года руководителей европейских космических агентств идея международной кооперации в рамках создания многоразового космического корабля на российской базе энтузиазма не вызвала. По сути, ЕКА мягко отказала России в поддержке. Сразу после той встречи в Москву приехал руководитель Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден. «Мы провели с ним обстоятельные переговоры, - заявлял в интервью российским СМИ глава Роскосмоса Анатолий Перминов, - и я уверен, что вопрос о «Клипере» будет вновь и очень скоро рассмотрен в ЕКА. Сейчас на него просто не нашлось денег, поскольку необходимо дофинансировать уже действующие проекты, в том числе с участием России по кораблям «Союз» и тяжелой ракете «Урал». Но Европе нужен свой космический корабль, который сделал бы ее независимой от американских транспортных услуг. Ничего лучше «Клипера» не видно».

Такое развитие событий не стало сенсацией. И до того некоторые российские обозреватели, специализирующиеся на научной тематике, считали, что подключение международных космических агентств к российской программе означала бы «фактическую поддержку отечественного ВПК, где данный корабль и создавался бы, а с другой - разработку технологий, которые усилили бы позиции России в сфере пилотируемой космонавтики. Первое не соответствует интересам Европы, а первое и второе - ее ближайшего союзника - США».

Перед американскими учеными и так поставлена задача возобновления освоения Луны и осуществление пилотируемого полета к Марсу. Согласно новой программе «Видение будущего космических исследований», подписанной Джорджем Бушем, основание обитаемой базы на Луне запланировано на 2020 год. Перспективным направлением в этой связи считается разработка автопилотируемых космических полетов, что требует проектирования нового космического челнока. И ради решения этой задачи американцы готовы пожертвовать научными исследованиями в космосе.

Финансовым возможностям НАСА, безусловно, мы можем только позавидовать. Ежегодный бюджет американского аэрокосмического агентства составляет 15 миллиардов долларов, в пять раз меньше тратят на космос Европейское космическое агентство и Япония. Россия пока отстает, так на реализацию Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы Правительство предусматривает выделить 305 миллиардов рублей (примерно 11 миллиардов долларов) бюджетных средств.

Однако, судя по всему, реальный бюджет Роскосмоса может оказаться куда больше, нежели это предполагают чиновники. По замечанию NEWSINFO.RU, главной особенностью принятой недавно космической программы является ее коммерческая направленность. До нынешнего момента Правительство никогда не ставило перед отечественной космонавтикой вопрос о том, что ей самой нужно зарабатывать для себя деньги. По словам Вячеслава Давиденко, серьезным источником средств является космический туризм. Предполагается его разностороннее развитие. Большой интерес вызывает программа туристических полетов к МКС. Роскосмос не сообщает, сколько именно человек хотели бы заплатить за полет в космос 20 миллионов долларов, однако на ближайшие 2 года график полетов уже расписан.

И в этой связи Российское космическое агентство связывает большие надежды именно с созданием многоразового пилотируемого корабля «Клипер». Технические характеристики нового корабля таковы, что позволяют взять на борт не одного, а 3 - 4 космических туристов. Это удешевит стоимость услуги, расширит клиентскую базу и, как следствие, сделает данное направление более прибыльным. Предполагается, что за счет космического туризма Роскосмос сможет в течение десяти лет привлечь 130 миллиардов рублей из внебюджетных источников, отмечает NEWSINFO.RU. Учитывая, что на сегодня Россия - единственная страна, которая занимается космическим туризмом, перспективы здесь представляются многообещающими.

Помимо того, Российское космическое агентство намерено заработать на сотрудничестве с бизнесом. По словам Анатолия Перминова, его ведомство активно работает над восстановлением системы дистанционного зондирования Земли, а это второй по значимости после систем связи коммерческий рынок. «Выведен на орбиту первый аппарат «Монитор Э»\, за ним в 2006 году последуют еще два, - заявил в интервью «Известиям» Анатолий Перминов. - В 2008 году будет восстановлена навигационная космическая система ГЛОНАСС над территорией России, а в 2011 году она развернется над всей планетой. Но необходимо еще наладить наземную инфраструктуру, оборудовать приемниками весь государственный транспорт - особенно тот, что связан с вопросами безопасности. Навигационными системами будут обладать только две страны в мире - США и Россия. Европа только приступает к разворачиванию своей навигационной системы - с помощью российских ракет».

Полученные средства, среди прочего, будут инвестированы в научные программы. Так, в 2009 году Роскосмос намерен оправить корабль к спутнику Марса Фобосу. Экспедиция к Венере запланирована на 2010 год. В рамках подготовки к пилотируемому полету на Марс должен начаться эксперимент «Марс-500». Суть этого научного опыта состоит в том, что в течение 500 суток находящиеся на Земле космонавты будут жить и работать в автономных условиях, полностью имитирующих условия космического полета на Марс.

Планов у российского космического агентства, как видно, громадье. Разработка и реализация их, безусловно, была бы невозможна, не будь в стране высококвалифицированных специалистов и соответствующей научной базы. И потому разговоры об исключительно «сырьевой» направленности российской экономики представляются в этой связи несколько преувеличенными. Однако в деле освоения космоса у России хватает серьезных конкурентов. Поэтому нам следует очень осторожно относиться к предложениям международного сотрудничества, в частности, при создании многоразового космического корабля. Не факт, что за этим не будет стоять попытка тихого саботажа российской программы. Нам нужен «Клипер», но на наших, российских условиях. Только в этом случае Россия может сохранить ведущие позиции в освоении космоса. Что до денег, то, в конце концов, никто не мешает потратить на создание перспективного корабля часть накопленных средств из Стабилизационного фонда.




 
Все выше и выше
Главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов рассказал на днях, что ждет российскую авиацию. Пока получается, что много чего интересного. Например, в 2007 году в воздух должны поднять самолет пятого поколения.

Автор - Станислав Стремидловский
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©