18 - 24 января 2006   № (1-2) 1803-1804 Издается с 1990 г.
«Булава» - всему голова
Российские оборонщики сделали все-таки подарок к новому 2006 году. 21 декабря состоялся успешный пуск новой российской морской баллистической ракеты «Булава». Пуск был произведен с борта атомной стратегической подводной лодки Северного флота «Дмитрий Донской». Старт был выполнен из подводного положения - с глубины. И, что немаловажно, лодка была на ходу, то есть она не была в статическом положении. В точно указанное время произошло отделение всех ступеней ракеты, а головные блоки (то есть имитаторы ядерных боеголовок) достигли указанной цели.

По оценке министра обороны РФ Сероея Иванова, сейчас уже можно смело говорить о том, что все конструкторские и инженерные решения, которые были заложены в этот новый ракетный комплекс, себя оправдали. Но самое главное - этот результат служит показателем стабильной работы всех бортовых систем.

Во время прямого эфира, который проводил в 2005 году Президент, экипаж этой же атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» уже производил успешный пуск «Булавы» из акватории Белого моря в район полигона Кура на Камчатке. Но - из надводного положения. Теперь же достигнута наивысшая сложность - из-под воды и на ходу. То есть в условиях, максимально приближенных к реальному применению.

В Главном Штабе Военно-Морского флота не скрывают своего облегчения - этот ракетный комплекс тяжело проходил испытания. Дело в том, что «Булаву» стали разрабатывать в экстренном порядке - у предшествующих разработчиков, что называется, дело не пошло - от их «изделия», которое не смогло отвечать критериям надежности, пришлось отказаться. Более того, даже вносить конструкторские изменения в уже стоящую на стапелях строящуюся субмарину.

Сейчас под испытания переоборудована подлодка проекта 941 «Акула» (по натовской классификации «Тайфун»). Однако «Булава» предназначена для оснащения современных АПЛ проекта 955 «Борей». Два таких атомохода сейчас строят на Северодвинском машиностроительном предприятии. Головную лодку «Юрий Долгорукий» планируют спустить в воду в конце наступающего года, «Александр Невский» должен выйти в море в 2007-м. Двенадцатью «булавами» планируется оснастить строящийся сейчас на стапелях Северодвинского завода «Севмашпредприятие» атомный подводный крейсер четвертого поколения «Юрий Долгорукий» (проект 955-го класса «Борей»). Его первый корпус из серии в шесть субмарин заложили еще в 1996 году в присутствии тогдашнего вице-премьера Анатолия Чубайса и мэра Москвы Юрия Лужкова. Тогда глава столицы взял личное шефство над новым атомоходом и даже выделял из московского бюджета на его постройку деньги.

Создать для него твердотопливную ракету под названием «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, который до этого проектировал ракетные комплексы для Ракетных войск стратегического назначения - мобильные и шахтными стратегические ракетные комплексы «Тополь» (SS-25 Sickle, как их классифицируют на Западе) и РТ-2ПМУ «Тополь-М» (SS-27). Эти «сухопутные комплексы» также являются твердотопливными. И успех предприятия в этом плане выглядит весьма впечатляющим - отечественная школа ракетостроения сделала настоящий прорыв. И одновременно доказала, что лидирующие позиции в этой области не утеряны. Для сравнения: французы уже в течение десяти лет разрабатывают свой ракетный комплекс для атомных подводных лодок, но до окончания работ еще далеко. Затраты оцениваются в несколько сот миллионов евро. Российские же разработки, по неофициальным данным, значительно дешевле, но эффективнее.

Сам старт баллистической ракеты из глубины - сложнейшая техническая задача. Вода почти в тысячу раз плотнее воздуха, и поэтому подводный путь ракеты до поверхности должен «обеспечивать» специальный вышибной заряд, создавая разряженное пространство на строго постоянном расстоянии. До этого у МИТ опыта подобных разработок не было - разве что старты «Тополя» под дождем, подкалывали флотские остряки...

Немного истории. Атомное подводное ракетостроение зародилось в конце войны. Гитлеровское командование разрабатывало специальный план использования дизельных подводных лодок с ракетами «ФАУ-2» на борту для нападения, правда, уже в самом конце войны, на Нью-Йорк. Даже была начата подготовка к этой операции. Но из-за стремительного наступления советских войск осуществить ее не удалось.

У истоков отечественного подводного ракетостроения стоял С.П. Королев. Кстати, он специально для того чтобы понять, как поведет себя баллистическая ракета под водой, в прочном корпусе, выходил в море на подводных лодках, принимал участие в технических испытаниях.

Первый в мире старт ракеты с борта подводной лодки, правда, из надводного положения, был произведен 16 сентября 1955 года. Символично, что пятидесятилетие этого исторического события почти совпало с успешным надводным стартом «Булавы».

Первый подводный пуск баллистической ракеты из-под воды с борта подводной лодки «Б-67» состоялся в августе 1959 года, но закончился неудачей. И лишь с третьей попытки в октябре 1960 года пуск отечественной баллистической ракеты Р-21 с борта этой же субмарины оказался успешным. Кстати, уже в 1962 году запуск из глубины демонстрировали Н.Хрущеву. Но до конца дней он оставался в неведении, что ракета стартовала с борта дизельной подлодки, а не атомной, как ему сказали.

В этой связи не лишним будет вспомнить, что в общей сложности в Советском Союзе и затем в России было построено около 400 подводных лодок различного назначения. Атомная подводная эпопея Союза началась в 60-е годы. Уже в сентябре 1952 года было принято решение о разработке первой в СССР АПЛ типа November. В сентябре 1995 года она была заложена в Северодвинске, а 1958 году передана ВМФ. Первыми отечественными подводными ракетоносцами стали дизельные подводные лодки проекта-629 и атомные - проекта-658. Они вступили в строй соответственно в 1958 - 1959 годах. Конструкторами первых советских атомных подводных лодок были академики А.П. Александров (общее руководство проектом), Н.А. Доллежаль (проектирование атомного реактора для подводной лодки), В.П. Макеев (ракетостроение). Не лишним сегодня будет вспомнить и главных конструкторов последующих поколений атомных подводных лодок: стратегических ракетных («Тайфун», «Дельфин», «Кальмар», «Мурена») - академика С.Н. Ковалева, ударных ракетных («Гранит», «Антей», «Анчар», «Скат» и др.) - П.С. Пустынцева, Ю.Н. Кормилицына.

По числу созданных проектов атомных и дизельных подводных лодок СССР оказался «впереди планеты всей» - всего было создано более 40 . Из них стратегических - 7, с крылатыми ракетами - 7, торпедных - 28, спасательных - 3.

Дальнейшее внедрение атомной энергетики в советском подводном флоте привело к серийной постройке трех классов подводных атомоходов: стратегических, ударных и многоцелевых. СССР оказался единственной страной, где параллельно создавались три класса боевых АПЛ. К началу 1960-х годов в США после строительства восьми проектов АПЛ остановились на двух основных проектах. В СССР до начала 1980-х годов строились АПЛ 11 различных проектов, что, по мнению специалистов, ухудшало их оперативные и эксплуатационные возможности.

До 1974 года была построена крупнейшая в истории атомного подводного кораблестроения серия стратегических подводных лодок - 34 АПЛ проекта 667А (Yankee class), которая в дальнейших модификациях (Delta-1, Delta-2, Delta-3, Delta-4) достигла к 1990 году 77 единиц. В общей сложности для них было разработано свыше десяти различных ракетных комплексов - как для крылатых, так и для баллистических ракет. Совершенствовались и сами ракеты - росла их дальность полета, способность обходить ПРО, надежность.

Кстати, в период с середины 60-х до начала 80-х из 41 стратегической подводной лодки США постоянно находились в море на боевом патрулировании до 24 - 25 единиц, что обеспечивало высокий коэффициент их оперативного использования. Кроме того, в море постоянно находилось до 20 - 25 многоцелевых подводных лодок. В сумме они выполняли до 210 - 230 походов в год. Как отмечают флотские аналитики: «Отсутствие системности в построении ВМФ СССР и слабо развитая инфраструктура флота привели к тому, что при вдвое меньшем коэффициенте оперативного использования мы смогли поддерживать силовой паритет в море только при наличии вдвое большего количества подводных лодок». Наши подводные ракетоносцы в этом противостоянии работали, как говорится, на износ.

Эволюция взглядов на стратегическое применение атомных подводных лодок происходило от применения сверхмощных торпед с ядерными боеголовками по побережью противника до проведения ракетных пусков прямо от причала из положения ограниченного боевого дежурства (энергетическая установка выведена из эксплуатации). Кстати, именно российские ракетчики-подводники освоили последовательный ракетный залп с борта стратегического ракетоносца, находящегося у причала. Но вершина мастерства - это ракетный пуск из-подо льда, со всплытием или через большую полынью.

Российское военно-морское искусство в отношение применения атомных стратегических подводных лодок развивалось под сильным воздействием политической конъюнктуры. Главная задача всех надводных и подводных сил - обеспечение боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил (защита стратегических подводных ракетоносцев). Разрабатывались планы проведения масштабных операций в Атлантике в случае военного конфликта. Другое важнейшее направление - уничтожение с использованием крылатых ракет и торпедного вооружения во взаимодействии с морской ракетоносной авиацией и ракетными надводными крейсерами - авианосных группировок противника в Атлантике и на Тихом океане. Но главное предназначение флота - обеспечить ядерное сдерживание в мировом океане. И сегодня, когда российские железнодорожные ракетные комплексы стали на прикол, именно подводные ракетоносцы, наряду с шахтными и мобильными «Тополями», взяли на себя ответственность за обеспечение национальной безопасности страны.

Как говорят аналитики, ракетное вооружение для подводных лодок развивалось в постоянной борьбе между стремлением промышленности внедрить жидкостные ракеты и стремление флота получить надежную твердотопливную ракету для субмарин. И вот - свершилось.

Чем же отличается «Булава» от своих собратьев-предшественников? Во-первых, комплекс имеет приличную дальность свыше 8 тысяч километров и несет 10 боевых блоков индивидуального наведения, которые способны преодолеть современную противоракетную оборону. Во-вторых, и комплекс, и ракета - российского производства, ни одного комплектующего в ее начинке и оснащении не используется из дальнего или ближнего зарубежья. И в-третьих, «Булава» по многим техническим составляющим сопрягается с «Тополем», что существенно удешевляет ее серийное производство.

Есть еще одно обстоятельство, которое делает завершение испытаний «Булавы» особенно ценным. Дело в том, что три подряд пуска жидкостных баллистических ракет, стоящих уже свыше двадцати лет на вооружении флота, оказались неуспешными. Один из таких неудачных пусков прошел в 2004 году на глазах Верховного Главнокомандующего - ракета не вышла из шахты атомной подводной лодки «Новомосковск».

Военно-Морской Флот России должен иметь около 16 атомных подводных лодок со стратегическими ракетами на борту к 2012 году. Это самые большие в мире атомные стратегические ракетные подводные лодки «Тайфуна», шесть атомных субмарин класса «Дельфин» (Delta-IV), где по 16 жидкостных ракет РСМ-54 или Р29РМ на каждой с четырьмя ядерными блоками индивидуального наведения, и пять атомоходов класса «Кальмар» (Delta-III), которые также несут по 16 жидкостных ракет с тремя ядерными боеголовками на каждой. Но это - в идеале. Сколько атомных подводных ракетоносцев останется в строю - предугадать не возьмется никто. Но теперь забрезжила надежда - есть надежный, современный ракетный комплекс.

В военном словаре булава трактуется не только как холодное оружие, но и как символ власти. А как известно, ракетная булава занесенная страшнее опущенной...




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©