15 - 21 ноября 2005   № 41(1796) Издается с 1990 г.
Майя Плисецкая:
Жизнь на сцене продолжается
20 ноября 2005 года легенде русского и мирового балетного искусства - Майе Плисецкой исполняется 80 лет. «Звезде звезд» - так назвала балерину французская газета - будет посвящен целый фестиваль. Но праздник музыки и балета уже начался: спектакли в Большом, фотовыставки и показ фильмов с ее участием в кино и на ТВ, гала-концерт в Кремлевском дворце. «Пройти мимо столь важной даты мы не могли», - сказал художественный руководитель балета ГАБТа Алексей Ратманский. - В программу фестиваля вошли спектакли, где блистала Майя Плисецкая. Это - «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кармен-сюита». Майя Михайловна согласилась принять участие в подготовке фестивальных спектаклей. Не исключено, что она и сама выйдет на сцену».

А пока Майя Михайловна встретилась с журналистами. Выглядела она замечательно. В пиджаке от Кардена, с неизменной доброжелательной улыбкой, тактично и душевно ответила на многочисленные вопросы. Слушать ее было одно удовольствие. Всегда приятно общаться с человеком искренним, душевным и красивым во всех отношениях. Искусство сделало свое дело, а талант оставил отпечаток на всем, к чему прикасалась Майя Плисецкая в своем творчестве, и на том, о чем думала и говорила на предъюбилейной встрече. Она была наполнена радостью и ожиданием, почувствовав, как ее любят и чтут на родине.

- Майя Михайловна, как вам удается так замечательно выглядеть?

- Я в жизни получала много цветов. За ними ухаживала каждый день: подрезала, меняла воду... Я люблю цветы, ведь это - чудо. Проходило несколько дней, некоторые цветы опускали головки. А через неделю стояла только одна роза. Так бывает и с людьми. Один завял раньше, другой позже, а кто-то держится подольше...

- Будете ли вы принимать участие в репетициях спектаклей фестиваля, а может быть, и танцевать на юбилейном вечере?

- Танцевать буду. Приму участие в репетициях, если будет нужна моя помощь. Я могу показать свою любимую роль - Кармен. Первый раз балет «Кармен-сюита» прошел на сцене Большого театра 20 апреля 1967 года. Оригинальная музыка Бизе и Щедрина и интересная драматическая концепция Альберто Алонсо позволили мне полюбить эту роль. Для возобновления спектакля сейчас в Москву приехал кубинский хореограф Альберто Алонсо. Роль Кармен исполнит прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Но приятно то, что Большой театр возвращает в свой репертуар этот прекрасный балет. Альберто Алонсо, автор спектакля, будет репетировать так, как считает нужным. Он создатель, и это его право. У него есть, наверное, десять вариантов этого балета, а он делает одиннадцатый. Хочет представить перед зрителями сегодняшний день. Если буду показывать я, мне будут подражать. А в этом балете очень важно знать, зачем ты на сцене, что означает каждый твой жест, взгляд...

- Что доставляло для вас наибольшую радость, когда вы танцевали на сцене Большого театра?

- Каждый спектакль для меня - радость. Я любила танцевать с разными партнерами. Кто из них лучше, назвать не могу. Потому что в разное время были разные артисты. Первую половину моей жизни занимал «Дон Кихот». Для меня это был настоящий праздник танца и бытия. Потом я танцевала в спектакле «Кармен-сюита» - это новейшая хореография, сначала зрители ее не приняли. Не говоря уже о начальстве, которое было просто в панике. Сразу же поменяли балет на «Щелкунчика», как говорится, от греха подальше. Долго продолжалась война за «Кармен-сюиту». Но жизнь все-таки победила. Я говорила: «Кармен» умрет, когда умру я!» Теперь я могу умереть, а «Кармен» будет жить... Когда-то мне сказали, «что «Кармен» нельзя вывозить на гастроли, потому что это не лицо Большого театра». Но позже я увидела программу Большого театра в Японии, а на обложке была я в «Кармен». Я подумала: «Значит, все-таки лицо...» Правда дается трудно, но, в конце концов, торжествует. Во всяком случае, в искусстве...

У «Анны Карениной» тоже было много противников. Драматические актеры говорили, что Толстой писал только для них. Пришлось потратить много сил и нервов, доказывая, что произведение Толстого имеет право на жизнь и в балете. Результат оправдал средства.

- Сейчас в балетных спектаклях танцует много талантливой молодежи. Кто из них может продолжить ваш стиль в балете?

- В Большом театре много хороших артистов, все балерины первого класса. В Берлине есть изумительная актриса Полина Симеонова, в Вильнюсе - Эгле Шпокайте. Главное - не ногу задрать, а уметь слушать музыку, хорошо знать свою роль и понимать то, что ты хочешь сказать зрителю. Это не только в балете, но и в драматическом театре, и в кино. Подражателей много, но не все могут пропустить роль через себя, показать что-то свое... Раньше не было такой кинотехники, как сейчас, и старые фильмы о балете я смотрю с трудом: чем восторгались тогда? Да, времена меняются. Раньше были одни идеалы, сейчас - другие. Но остаются только великие художественные «полотна». К примеру, сохранились старые пленки с Анной Павловой, видно, что она была великая артистка. В балете главное - артистичность. А еще школа, стиль - это азбука балета, без нее никуда не денешься.

- В советское время хотелось ли вам работать на Западе и с кем?

- Танцуя классический балет, я мечтала сделать что-то новое, оригинальное. В те времена это было нереально. Даже наших новых хореографов не пускали в Большой. То, что Алонсо разрешили сделать «Кармен-сюиту», было политически связано с Кубой, с которой наша страна была в дружеских отношениях. Но артисты балета знали, что есть Баланчин, Бежар, Лифарь, поставившие много интересных работ, но все это нам в ту пору было недоступно. Ко мне Бог был милостив: появились балеты на музыку Родиона Щедрина, пришлось их ставить самой - других хореографов не пускали. Потом пришли времена полегче, и появились в моем репертуаре Пети, Бежар и другие. Жаль только, что Бежара я танцевала поздновато. Он сам как-то сказал, что если бы я знал Плисецкую на 20 лет раньше, балет был бы другой. Но что поделаешь. Жалеть о том, что ушло, - не стоит.

- Однажды вы в интервью сказали, что первым было не слово, а жест. Вы и сегодня так думаете?

- Слово надо понимать, переводить. А жест и пластику понимают все. И этим можно выразить все.

- И вы продолжаете это делать?

- Сегодня даю мастер-классы во многих странах: в Германии, Америке, Японии. Главное - не ноги детям выворачивать. Пятую позицию может поставить каждый педагог. Я, к примеру, показываю им сцены из классических спектаклей, партии и роли. Сейчас всем открыта дорога, весь мир танцует. Видела на конкурсе восемнадцатилетних кореянок с фарфоровыми личиками - они прекрасно танцуют и «Лебединое озеро», и модерн. А в Мариинке, где предпочитали нафталинную классику, сегодня Форсайта исполняют лучше, чем даже артисты труппы Форсайта. И это прекрасно. Искусство спасает всех, как и красота спасает мир. Пока жива наша планета - существует балет, литература, живопись, скульптура... Можно спорить о том, что устарело, что нет, но настоящее искусство всегда остается.

- Что бы вы сегодня изменили в репертуаре Большого театра?

- Мне нравится репертуар. Сейчас отношение к нему более открытое, чем раньше.

- Некоторые жалеют, что не родились в XIX веке. А вы?

- Мне интересно было бы родиться в XXIII веке.

- Вы смотрите в будущее. А бывает ли у вас ностальгия?

- Всю жизнь ностальгирую по Большому театру. Была счастлива, когда выходила на его сцену. Обожаю ее, считаю, что на свете лучшей сцены нет.

- Чем вы увлекаетесь в свободное время?

- Я интересуюсь всякими видами искусства. Люблю живопись, оперу, драму, кино... Много читаю, правда, бессистемно. Интересуюсь и новой литературой, и историческими произведениями. Иногда люблю раскладывать пасьянс...

- Как бы вы жили, если бы не стали балериной?

- Я не пробовала других профессий. С детства меня увлекала драма, я ходила в театр и в кино. Но в 8 лет профессию не выбирают - меня отдали в балет. И когда меня спрашивают, в чем смысл жизни, я отвечаю: «Мы родились, и это уже счастье». Как пойдет жизнь - сегодня многое зависит от вас. В нашей жизни не все зависело от нас. Так что, если можете - творите, если не можете - лучше не надо.

***

В гала-концерте «Дон Кихот» 20 ноября выступят лучшие артисты мира - солисты лондонского Королевского балета Алина Кожухару и Йохан Кобборг, солистка Мариинского театра Диана Вишнева, солисты Парижской Национальной оперы, испанский танцор фламенко Хоакин Кортез, монахи-гимнасты Шаолиня, российский танцевальный проект Da Boogie Crew и многие другие. Сохраняя сюжетную канву знаменитого балета «Дон Кихот», режиссеры-постановщики Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков приготовят героине вечера множество интересных встреч и сюрпризов.

29 ноября на сцене «Новой оперы» в вечере примут участие Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Джон Ноймайер, Владимир Васильев, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, оркестр театра «Новая опера» и другие. Фестиваль продолжится на лучших площадках Европы. Впереди Токио, Лондон, Париж...




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©