15 - 21 ноября 2005   № 41(1796) Издается с 1990 г.
ИГРА НА УДЕРЖАНИЕ
Кадровые перестановки в высших эшелонах российской власти многие аналитики и журналисты почему-то называют «неожиданными». Это не совсем так. Очевидно, что на смену одной «царской охоте» должна была прийти другая. Олигархов усмирили и равноудалили. Кого куда - в Лондон, Тель-Авив, на Камчатку либо в места не столь отдаленные. Настала очередь чиновников.

Главная проблема любой неограниченной или почти неограниченной власти, как правило, заключается в ней самой. Внутренняя замкнутость, небогатый выбор доверенных лиц и, как следствие, значительный кадровый голод существенно сокращают возможности управления и контроля. В таких ситуациях власть либо изживает себя, либо объявляет еще один «дополнительный набор». Что, собственно, и было сделано в минувший понедельник.

Не секрет, что пришедшая в 2001 году в Кремль «команда Путина» в значительной степени посвятила себя размонтированию ельцинской властной пирамиды - сформировавшейся за предыдущие 10 лет иерархии элит и взаимных, в том числе экономических, обязательств. Близких друзей и сил, призванных из известных специализированных учреждений, хватило на замещение постов в ключевых ведомствах и создание дублирующего органа управления непосредственно в стенах Администрации Президента. Попутно шел рутинный процесс рекрутинга толковых исполнителей и руководителей из числа «старых кремлевских».

Однако по мере приближения заветной цифры 2008 задача «удерживать и управлять» была дополнена необходимостью «строить». Строить систему, которая смогла бы после очередных президентских выборов обеспечить преемственность избранного курса и сохранение укоренившихся за последние годы элит. Этот человекоемкий процесс, а также узость и острота противоречий в ближнем окружении фактически вынудили Владимира Путина приступить к дополнительному, строго персональному набору из примыкающих к Кремлю околовластных олигархических и региональных групп.

Казус Абрамовича был превращен в методику. В результате в обойму президентских назначенцев попали «чужие, но толковые» Хлопонин, Вексельберг, Шанцев, Боос и недавно направленные на федеральные округа башкирский прокурор и мэр Казани.

Заметим, что попутно убивается и второй «заяц». Все «пожалованные» должностью так или иначе принадлежали к потенциально конкурентным группам, будь то олигархи, лужковцы или казанский клан.

Одновременно удалось решить и наболевшую проблему, связанную с острыми личными трениями в так называемом «ближнем круге». О том, что ВВП ожидал серьезного морального давления со стороны соратников, говорит факт глубокой законспирированности подготовленных решений. По информации «РВ», в курсе президентской игры была Джахан Поллыева, готовившая необходимые документы за пределами кремлевских стен. А в день объявления «приговора» вопреки сложившейся аппаратной традиции технические исполнители, готовившие указы в необходимом количестве экземпляров, были размещены непосредственно в приемной уже бывшего главы Администрации Дмитрия Медведева.

Третий уровень интриги относится непосредственно к судьбам Белого дома. Действительно, складывалась какая-то парадоксальная ситуация: Президенту приходилось довольно часто встречаться с членами Правительства, проводить рабочие совещания фактически как премьер-министру.

Так получилось по жизни. Все это давало повод для аналитиков говорить все же не о смене в руководстве Администрации Президента, а в Белом доме. Но вышло все наоборот, да и сами перестановки были поданы «как предложение главы Правительства». Поэтому нельзя исключать, что интеграция в Белый дом Дмитрия Медведева призвана усилить там аппаратный контроль. То есть к тандему Фрадков-Жуков присоединили Медведева. Однако статусное повышение до ранга вице-премьера Сергея Иванова, сохранившего одновременно пост главы военного ведомства, вводит в кремлевское уравнение любопытное «неизвестное». Если добавить к тому согласие «хозяина» Тюменской области, абсолютно самодостаточного Сергея Собянина занять пост главы Администрации Президента, то, похоже, речь идет не просто о кадровых аппаратных перестановках, а о выстраивании новой системы власти.

Главное свойство тройки Медведев-Иванов-Собянин в том, что они пользуются доверием Владимира Путина. Однако у каждого из них свои задачи. В Правительстве Медведеву поручено заниматься национальными проектами - в медицине, образовании, строительстве и сельском хозяйстве. Иванов будет курировать работу всех силовых ведомств. А Собянин, похоже, начнет для себя новый политический цикл.

Его назначение может восприниматься вообще как сигнал губернаторам, что самых достойных, самых работоспособных, самых эффективных из них не забывают. Поэтому первый очевидный вывод звучит так: началось переформатирование элит, кадровая революция. Переставляя фигуры на шахматной доске, Президент пытается более эффективно использовать каждую фигуру, чтобы она работала и с прицелом на 2008 год.

Но вся интрига в том, можно ли среди новой троицы «вычислить» преемника? Если «определенным силам» покажется, что речь действительно идет уже о преемнике, то они сделают максимально все для того, чтобы политически испепелить всю троицу. Поэтому на самом деле может быть так, что нынешняя кадровая рокировка призвана всего лишь решить промежуточную задачу и стать операцией прикрытия. Или предоставить шанс Иванову, Медведеву и Жукову проявить себя полностью на поприще широкой государственной деятельности. А потом уже сделать главный выбор.

Многие не исключают, что преемник пройдет через должность главы Правительства. По уже сложившейся российской традиции это прямой путь в президенты. Когда Правительство возглавляли Виктор Черномырдин и Сергей Степашин, они тоже рассматривались как потенциальные кандидаты в президенты. А Михаилу Фрадкову с самого начала была отведена роль временного премьера, премьера переходного периода. Фрадков, можно сказать, выполнил свою функцию: дождался «преемника».

И все же Владимир Путин оставил себе поле для маневра. Он сможет выбрать силовика или гражданского человека, в зависимости от ситуации и необходимости, а также от того, как проявят себя новые вице-премьеры. Нам же кажется, что говорить о каких-то преемниках сейчас рано. В нашей стране самый простой способ сделать чиновнику высокого уровня гадость - назвать его преемником. Политическая элита неоднородна по своему составу, и различные ее представители претендуют на роль преемников, в том числе те, которых на первом плане не видно. Очевидно другое: Владимир Путин начал реально расчищать политическое поле для ввода в действие новых фигур. Это только первая фаза, и главные события еще впереди.




 
Гартунга отставили от пенсионеров
Рождается новая партия «замороженных»
На днях по решению суда были аннулированы полномочия председателя Российской партии пенсионеров Валерия Гартунга. Освободившись от Гартунга, Центральный Совет назначил съезд партии на 17 декабря.

Автор - Степан БЕРЕДЕЕВ
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©