02 - 08 ноября 2005   № 39(1794)
Издается с 1990 г.
Krelin-9.Rosvesty.Ru

Riga.Rosvesty.Ru

Kiev.Rosvesty.Ru

Baku.Rosvesty.Ru

Pmr.Rosvesty.Ru









«АвтоВАЗ» вступает в новую эпоху
Председатель Совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников ушел в отставку в связи с уходом на пенсию по возрасту. Аналитики недоумевают, что могло стать непосредственной причиной такого решения Каданникова, которому до ухода на пенсию по возрасту оставалось проработать еще один год.
Уголовные дела, по которым проходил бывший любимец Бориса Ельцина, относимый рядом экспертов к членам Семьи, завершились уже давно, политических амбиций у бывшего делового партнера Бориса Березовского особенно не было никогда. Да и претензий на компанию вроде бы никто не предъявлял. Амбиции работавшего в сопредельных отраслях Олега Дерипаски поутихли. Кроме того, уже бывший глава «АвтоВАЗа» зарекомендовал себя как прекрасный лоббист интересов всей отрасли в самых высоких эшелонах власти. В 1996 году Каданников курировал в правительстве промышленность на посту первого вице-премьера. Каданников представлял «АвтоВАЗ» на всех крупных правительственных совещаниях. Все стратегические решения принимались при его непосредственном участии. В частности, к его заслугам относят повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки в 2002 и 2003 годах. Предполагалось, что эта отсрочка должна была быть использована российскими автопроизводителями для модернизации производств, нахождения оптимальных стратегий развития, которые позволят выжить отечественным производителям после вступления России в ВТО. Однако к 2004 году стало ясно, что проблемы у российских автопроизводителей начались задолго до ВТО. Бурный рост сборочных производств поставил ребром вопрос об экономической целесообразности производства чисто отечественных легковых автомобилей, которые по цене сравнялись с нижним сегментом иномарок. Российских промышленников подкосили и резко поднявшиеся цены на металл. Если иностранные производители удержали цены на автомобили и комплектующие за счет долгосрочных контрактов, то россияне жили чуть ли не сегодняшним днем. Вот им и пришлось сразу после наступления 2005 года поднять отпускные цены на свою продукцию на 5 - 10%. Российские производители видели лишь один путь поддержки отечественного автопрома - повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок с нынешних 25 до 35%. До такого же уровня промышленники предлагали поднять пошлину на комплектующие. Однако лоббистские рычаги российских автопроизводителей, которые до этого безотказно работали, дали сбой. Правительство отвергло все предложения национальных промышленников. «Окончательное решение автомобильного вопроса» выразилось в решении Правительства (в частности, одним из инициаторов решения выступило Минэкономразвития, которое вообще с пиететом относится к западным производителям) о радикальном снижении пошлин на комплектующие для иномарок до 2% (или в ряде случаев вообще до 0%). Условия были выдвинуты соответствующие - низкие пошлины доступны только для производств, которые будут собирать много машин. От 50 тысяч в год. Иными словами, Правительство дало «зеленый свет» сборке в России иностранных машин в огромном количестве, что вынудит российских производителей либо переходить на сборку, либо вступать в альянс с иностранными концернами. Подобные партнеры к сегодняшнему дню есть практически у всех российских автомобильных компаний. Но, например, у того же «АвтоВАЗа» оказался не самый удачный пример сотрудничества с General Motors (GM). По некоторым данным продажи внедорожника Chevrolet Niva, выпускаемого СП, сокращаются, программа по выводу этого автомобиля на европейский рынок свернута из-за его низкого качества, а последний проект СП - запуск модели Chevrolet Viva - провалился. Судьба очередного совместного проекта с GM - завода по производству двигателей с объемом инвестиций более 400 млн. долл. - более чем туманна. Закат эпохи национального автомобилестроения и не совсем удачные совместные проекты с иностранцами - возможно, именно это привело Каданникова к решению об отставке. Однако некоторые источники не исключают, что уход господина Каданникова стал прямым следствием смены собственника автозавода, более 60% акций которого перешли под контроль группы компаний СОК, поставляющей на «АвтоВАЗ» львиную долю автокомпонентов. Российские автолюбители надеются, что с уходом Каданникова, который «правил» на заводе почти 20 лет, сделав в 1996 году «перерыв» ради поста вице-премьера в правительстве Черномырдина, закончится период лицемерного отношения производителя большинства отечественных легковых автомобилей к своим клиентам. Это отношение заключается прежде всего в производстве и реализации машин, которые уступают в качестве и безопасности, но не уступают в цене. В то же время эксперты не исключают, что Каданников сохранит влияние на автоконцерн, так как топ-менеджер аффилирован с его акционерами. Политика управления компанией «АвтоВАЗ» сильно не изменится. Скорее всего, останется прежний совет директоров, а сам Каданников по-прежнему будет принимать участие в управлении, но косвенно.

Афганистан - далекая страна. Но «Афган» близок как никогда, так как «исламская пассионарность» бумерангом сказывается и на государствах Центральной Азии, и на нашем Северном Кавказе.

Автор - Станислав Тарасов
Афганистан - далекая страна. Но «Афган» близок как никогда, так как «исламская пассионарность» бумерангом сказывается и на государствах Центральной Азии, и на нашем Северном Кавказе.

Автор - Станислав Тарасов
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7 499 965-69-37, +7 919 773-61-46, Факс: +7 495 641-04-57
Электронная почта: rosvesty@yandex.ru
All rights reserved. «Российские Вести» 2002- ©