26 октября - 01 ноября 2005   № 38(1793) Издается с 1990 г.
ТУПЫЕ ДАНАЙЦЫ
В исторической тяжбе российской псевдотворческой интеллигенции и Русской Православной Церкви новый конфликт. На этот раз победу одержала Церковь, в связи с чем в либеральных кругах и прессе звучат привычные декларации на тему угрозы клерикализма.

Ареной столкновения стала Третьяковская галерея, включившая в экспозицию новейших течений фотоколлаж американо-российского художника Косолапова «Икона-икра». На этой работе фон под окладом иконы Пресвятой Богородицы заполнен черной зернистой икрой. Художник интерпретирует экспонат как русский вызов Эдди Уорхолу, использовавшему в качестве материала кока-колу и другие продукты, доступные и президенту, и нищему. «Я писал, что в авторитарной русской традиции президент ест икру, а нищий не ест икры», - делится Косолапов секретами мастерства. Помимо икры, символом русскости выбрана православная икона.

Патриотический порыв художника не оценила группа прихожан московского Храма Св. Николая в Заяицком, настоятель которого протоиерей Дмитрий Смирнов поставил подпись под обращением к руководству Третьяковской галереи. Отец Дмитрий по образованию искусствовед, по признанию - поклонник абстракционизма, кубизма, Малевича. Но икона едина и неделима. Оклад, как неотъемлемая часть иконы, участвует в богослужении («любая молитва перед иконой есть богослужение»). Отец Дмитрий ничего не имеет против изображения икон на картинах, однако видит разницу между символическим цитированием и намеренным эпатажем. «Объективных критериев в искусстве не бывает, но это не значит, что можно кощунствовать. Религиозное оскорбление еще глубже, чем матери родной, - говорит он. - За использование свитков Торы в таком «художественном» контексте иудеи Косолапову бы задали трепку, а мусульмане так просто убили бы».

В случае с православными убийства не произошло, конфликт решен полюбовно - директор Третьяковской галереи Валентин Родионов распорядился экспонат убрать.

Художник Косолапов лишь пополнил мартиролог тупых данайцев. В этом войске есть куда более выразительные личности. Российско-израильский авангардист Бренер, например, на виду у почитателей и прохожих вступал в интимные отношения с женой на Пушкинской площади. Взгляды такого парня на Церковь предсказуемы, он стал первым комком грязи, брошенным в храм веры, устроив более 10 лет назад на месте закладки храма Христа Спасителя выставку на тему скотоложства, где мастурбировал перед поклонниками. Перформансист Тер-Оганьян рубил иконы топором на акции «Юный безбожник» (как пишет «Новая газета», сейчас он находится «в вынужденной политэмиграции»). В бегах также некий Мавромати, распявший себя на кресте. И у всех на слуху остаются «мученики» разгромленной выставки «Осторожно, религия!», которые еще пытаются отвоевать 100 тыс. рублей судебного штрафа.

Чувства этих «борцов» понятны: если нет возможности взрывать храмы и рубить иконы под прикрытием штыков, устроим хотя бы перформанс. Вот только на цивилизованном Западе, к опыту которого апеллируют их адвокаты, на такие вещи никто не решается. И дело здесь не в хорошем воспитании, богоборцев и онанистов там не меньше. Просто там за такие вещи автоматически и очень серьезно оштрафуют, наши же варвары зарабатывают на этом лавры гонимых творцов и бесплатный PR для бездарей.




Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©