19 - 25 октября 2005   № 37(1792) Издается с 1990 г.
Джигарханян исповедует зрителей
Пока Армен Джигарханян отмечал свое 70-летие, его коллеги не уставали повторять, что он в творчестве человек счастливый, потому что всегда востребован в кино и театре. Действительно, таких как он, в нашей театральной жизни можно по пальцам перечесть: Табаков, Захаров, Любимов, Козаков, Гафт, Басилашвили, Юрский... Время идет, а они остаются верными себе и своему творчеству.

Джигарханян дебютировал в Москве в театре «Ленком», много снимался в кино. Человек талантливый, ищущий, азартный, сыграл все, что можно было сыграть. Универсальность актера особенно интересно проявлялась на сцене Театра имени Маяковского, где он проработал более 20 лет и одинаково мощно сыграл командира Левинсона в «Разгроме», циника Стенли в «Трамвае «Желание», императора-тирана в «Театре времен Нерона и Сенеки». А на экране он совершенно неожиданно стал появляться в ролях «плутовского характера», играя слуг в шекспировских комедиях, смешного жениха, современного «крестного отца». И очень успешно. Также обаятельна была роль дона Сориано в Ленкоме в спектакле «Город миллионеров», которую он очень любит и гордится ею. Внутренний темперамент то и дело прорывается наружу, но так тонко и интеллигентно, что диву даешься. Критики считают, что даже когда молчит этот уникальный актер, по силе образной выразительности он похож на Жана Габена. Мне кажется, даже превосходит его. Востребованность никогда не заслоняла его независимости, он всегда оставался и остается личностью в искусстве, удивляя всех широкой творческой натурой.

Со своим возрастом он не заигрывает, принимает жизнь такой, какая есть. И конечно, все свои силы, энергию, талант сегодня отдает собственному театру на Ломоносовском, 17. Иногда он играет новые роли, но в основном дает дорогу молодым. Сцена теряет своих героев, но зато режиссура приобретает их сполна. В театре есть очень интересные работы, такие как «Три сестры», «Она в отсутствии любви и смерти», «Требуется лжец», «Пороховая бочка» и премьерный «Версия молодых» по мотивам фильма «Гори, гори, моя звезда».

Зрители в восторге от чеховских «Трех сестер», несмотря на то, что они очень помолодели и проблемы их усложнились и обострились. Сестры осовременились и в своем мышлении, и в сознании. Тон у них сугубо деловой, без эмоций, разговор весьма лаконичный. Иллюзий по поводу чеховского взгляда в будущее ни у кого из героев уже нет. Все предельно реально, даже жестко и прозаично. Сестры целиком приняли свою судьбу и разделили ее между собой. Они пытаются воспринимать мир таким, как он есть.

В этих чеховских героинях что-то есть и от самого Армена Джигарханяна, хотя спектакль поставили два других режиссера - Юрий Клепиков и Владимир Ячменев. Но все равно в постановке присутствуют нотки исповедальности, которые характерны для многих ролей самого художественного руководителя театра. Кажется, что Джигарханян не только сам исповедуется в своем искусстве, но и исповедует нас. Это прекрасно. Ведь исповедь очищает человека, и начинаешь понимать, что душа уже созрела для благих дел. А их у талантливого актера и режиссера впереди еще много. Во всяком случае хочется надеяться на это.


 
РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЛИ ДОЛГОСТРОЙ?
Большой театр уже давно закрыт на реконструкцию. Согласно указу Президента РФ Владимира Путина, главный театр страны должен встречать зрителей через три года. Время еще не пришло, однако в это мало кто верит. Видно, привыкли к тому, что обещанного у нас приходится ждать долго. А может быть, причина в другом?

Автор - Нинель Щербина
Центральная редакция:
Адрес: Тел. +7-499-965-69-37, 89197736146, Факс: (495) 641-04-57
Электронная почта:   rosvesty@yandex.ru  
All rights reserved. «Российские Вести» 2002-2018 ©